Отдохни!!! |
Онлайн игры на телефон
|
Присоединяйся |
|
|
Троице-Сергиева лавра (Продолжение)
С 16 века Троицкий
монастырь благодаря щедрым вкладам государей и знатных лиц стал крупным
землевладельцем. В конце 17 века ему принадлежало 16,8 тысяч крестьянских
дворов, к 1763 году — 214 тысяч десятин пахотной земли и 106,5 тысяч душ
крепостных крестьян в 15 губерниях. В результате секуляризации церковных и
монастырских владений в 1764 году лавра лишилась большинства угодий и крестьян.
Тем не менее, благодаря рачительному ведению хозяйства лавра располагала
значительными материальными средствами. Монастырь вел торговлю хлебом, солью,
рыбой, ремесленными изделиями. Большие доходы позволяли вести строительство
новых монастырских зданий. Во время Отечественной войны 1812 года обитель
пожертвовала русскому воинству 70 тысяч рублей. Монастырю принадлежали
земельные участки с лесом, сенокосами, прудами, а также типография, литография,
фотография, две гостиницы, конный двор, мастерские, лавки в Сергиевом Посаде.
С 1742 года в лавре
действовала Троицкая духовная семинария. С 1814 году в лавру была переведена
московская Славяно-греко-латинская академия, обосновавшаяся в здании бывших
«Чертогов». На ее основе начала действовать Московская духовная академия.
До 1917 года членами
монашеской обители были московский митрополит (священноархимандрит лавры), его
наместник-архимандрит, 420 человек братии. Декрет Совета Народных Комиссаров в
январе 1918 году лишил источников существования духовные учебные заведения
лавры. Покровский академический храм был обращен в приходской. С начала 1919
года угроза закрытия нависла над самой лаврой. В апреле 1919 года, невзирая на
протесты, было произведено вскрытие мощей Сергия Радонежского. 20 апреля 1920
года вышло постановление СНК РСФСР о закрытии лавры; в конце мая 1920 года был
закрыт Троицкий собор, монахи выселены из лавры и нашли приют в приписных
монастырях, где были организованы трудовые коммуны. В 1920 года было принято
решение о создании музея в стенах Троице-Сергиевой лавры (в 1940 получил статус
музея-заповедника).
В 1946-1947 годах лавра
была передана Русской православной церкви. 9 июня 1947 года состоялось первое
патриаршее богослужение; восстановлена монашеская жизнь С 1948 года
возобновилась деятельность духовных учебных заведений. В стенах Троице-Сергиевой
лавры проводились поместные и архиерейские соборы Русской православной церкви,
а также международные конференции и совещания религиозных деятелей.
Святыни
Троице-Сергиевой лавры
Особым почитанием в
лавре пользовались мощи святых. В Троицком соборе находились мощи Сергия
Радонежского в серебряной раке, пожертвованной императрицей Анной Ивановной.
Также в Троицком соборе, в Никоновском приделе хранились мощи Никона
Радонежского; в Михеевском храме — мощи Михея Радонежского (келейника Сергия
Радонежского); в Серапионовской палатке — мощи святого Серапиона, новгородского
архиепископа. В монастыре находились также захоронения архимандрита Дионисия,
московского митрополита Иоасафа, Максима Грека. Самая почитаемая святыня лавры
— икона Троица Андрея Рублева, написанная для иконостаса Троицкого собора, в
драгоценной ризе, пожертвованной царем Борисом Годуновым в 1600 году.
В ризнице лавры
хранились предметы, связанные с именем Сергия Радонежского — деревянные
богослужебные сосуды, его иконы, ризы, сандалии. Здесь же находились
драгоценные царские пожертвования 15-18 веков, представляющие собой образцы
русского художественно-прикладного искусства. В библиотеке лавры были собраны
рукописи, старопечатные богослужебные книги. По данным на 1908 год в библиотеке
хранились 823 рукописи и 10 тысяч печатных книг.
Монастырь обладал
обширным архивом, в котором находились в подлинниках и копиях документы 16-20
веков, в том числе жалованные грамоты русских государей, а также комплекс
документов об управлении и хозяйстве лавры. В настоящее время большая часть
лаврского архива хранится в Российском государственном архиве древних актов (ф.
1204), часть документов находится в фондах Отдела рукописей Российской
государственной библиотеки и в фондах Государственного исторического музея.
В Троице-Сергиевой
лавре были захоронены многие известные люди: княгиня Марфа Владимировна (дочь
старицкого князя Владимира Андреевича и жена датского принца Магнуса), семья
Бориса Годунова, деятели Смутного времени князь Д.Т. Трубецкой и Прокопий
Ляпунов, а также представители знатных русских фамилий — Бельских, Пронских,
Воротынских, Нагих, Одоевских, Оболенских, Глинских. В храмах лавры погребены
московские архиереи: Платон (Левшин), Августин (Виноградский), Филарет
(Дроздов), Макарий (Булгаков), Леонтий (Лебединский), Сергий (Ляпидевский),
Макарий (Невский). Под Успенским собором в храме Всех святых в земле российской
просиявших погребены патриархи Алексий I и Пимен.
Архитектурный ансамбль
За столетия на
территории Троице-Сергиева монастыря сложился живописный ансамбль
разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений. В
юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423),
поставленный на месте первого деревянного храма 14 века. Это исторический центр,
вокруг которого происходило формирование монастырского ансамбля. Иконостас
собора создавали Андрей Рублев и Даниил Черный. В 1548 году к собору с юга был
пристроен одноапсидный храм — Никоновский придел. Возле собора над мощами
архиепископа Серапиона, митрополита Иоасафа и архимандрита Дионисия в 1559 году
была построена Серапионова палатка (перестроена в первой половине 19 в.). К
востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная
церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов.
Величественное здание
Успенского собора было возведено в 1559-1585 годах по типу Успенского собора
Московского Кремля. Фрески Успенского собора создавались в 1684 году. У
северо-западного угла собора на месте западной паперти в 1780 году была
устроена палатка с шатровой кровлей над могилами царя Бориса Годунова с семьей.
Напротив западного фасада Успенского собора — комплекс казначейского и
примыкающего к нему больничного корпусов с шатровой церковью Зосимы и Савватия
Соловецких (1635-1638). За ними располагаются Крепостная палата и комплекс
Келарских палат (рубеж 16-17 вв.). В юго-восточном углу монастыря —
Предтеченский и Варваринский корпуса братских келий (1640), а также
Экономический корпус между надвратной церковью и Успенскими воротами. На месте
древней надвратной церкви во имя Сергия Радонежского (1513) у главного входа в
монастырь на средства Г.В. Строганова был построен пятиглавый надвратный храм
во имя Иоанна Предтечи (1692-1699).
Выдающийся памятник
московского барокко — богато декорированная белокаменной резьбой трапезная с
церковью Сергия Радонежского в нарышкинском стиле (1686-1692) на высоком
подклете и открытым гульбищем на южной стороне монастыря. К образцам этого
стиля принадлежит надкладезная часовня около Успенского собора, построенная на
месте святого источника по типу московских ярусных храмов конца 17 века. На
северной стороне монастыря — двухэтажный кирпичный корпус царских чертогов —
памятник зодчества конца 17 — начала 18 века.
К памятникам 18 века
относится небольшая церковь во имя Михея Радонежского, построенная над его
гробом в 1734 году. Напротив больничных палат на средства графа А.Г.
Разумовского в 1746-1748 годах возведена изящная церковь Смоленской иконы
Богоматери в стиле елизаветинского барокко (предположительно по проекту
архитектора князя Д.В. Ухтомского). В юго-восточном углу монастыря
располагались митрополичьи покои с Патриаршей и Царской палатами, построенные
для приезжающих в лавру архиереев (перестроены в 1778). Пятиярусная барочная
вертикаль лаврской колокольни высотой 88 м на древней площади монастыря
(архитекторы И. Шумахер, И.Ф. Мичурин и Д.В. Ухтомский; 1740-1770) завершает
ансамбль трапезных зданий и чертогов, являясь архитектурно-композиционным
центром всей Троице-Сергиевой лавры. По архитектурной композиции, изяществу
силуэта и декоративному убранству здание колокольни принадлежит к лучшим
памятникам русского зодчества 18 века. Недалеко от колокольни в 1792 году на
средства митрополита Платона (Левшина) поставлен памятный четырехгранный
памятный обелиск, сложенный из дикого камня.
Архитектура 19 века
представлена зданиями в юго-восточном углу монастыря, за Чертогами, где в
древности размещался двор обители. Это постройки подсобных корпусов Троицкой
семинарии и Московской духовной Академии (Классный, Столовый, Больничный,
Библиотечный) (1802-1877). Как и Чертоги, эти постройки отгорожены от
территории монастыря решетчатой оградой, составляя комплекс зданий духовных
школ. В комплекс входят также академический храм во имя Покрова Богородицы
(1870); созданный по благословению патриарха Алексия I Церковно-археологический
кабинет, выполняющий функции музея и учебного кабинета.
Монастырские стены с 11
башнями (от 12-й сохранился лишь фундамент), неправильным прямоугольником
охватывающие всю территорию монастыря, представляют собой образец древнерусской
фортификационной архитектуры 16-17 веков. За стенами юго-западной части
монастыря, рядом с речкой Кончурой, напротив Водяной башни был разбит Пафнутьев
сад. Здесь на территории, обнесенной в 1778 году невысокой каменной оградой, в
1895 году по проектам лаврского архитектора А.А. Латкова построен
больнично-богадельный корпус с храмом Иоанна Лествичника (в настоящее время —
помещения Московской духовной семинарии). В 1892 году с южной стороны
монастыря, напротив Луковой башни, был построен каменный трехэтажный
странноприимный дом (архитектор А.А. Латков). У южного склона холма расположены
построенные в 1547 году церковь Введения во храм Богоматери и церковь Параскевы
Пятницы на Подоле.
Семь чудес света
|