Преображенская церковь,
но уже не шатровая, а многоглавая, была возведена здесь в 1714, в самый разгар
Северной войны, когда Россия прочно утверждалась на берегах Балтики и
становилась мощной морской державой. Старинное предание прямо связывает
строительство Преображенской церкви с личностью Петра I: «Петр Первый,
путешествуя из Повенца Онежским озером, остановился у Рижского острова, заметил
множество срубленного леса и, узнав о постройке, собственноручно начертил
план». Трудно сказать, было ли так на самом деле. Но в каждом предании есть
доля исторической правды. В представлении народа сам факт сооружения
Преображенской церкви и ее идейно-художественный образ связывались с личностью
Великого Петра, с новой эпохой в истории Русского государства.
Несмотря на кажущуюся
сложность композиции церкви, ее план и объемно-пространственная схема предельно
просты и лаконичны. В их основе лежит традиционная схема восьмерика с четырьмя
прирубами. В ярусах глав и бочек, образующих стройную
декоративно-конструктивную систему; в живописной скульптурной пластике
открытого бревенчатого сруба; в большой выразительности косящатых оконных и
дверных проемов; в силе мощных кронштейнов, несущих крыльцо; в упругой,
построенной на тонких контрастах, резьбе столбов, поддерживающих кровлю
крыльца, и в характерной, мастерски прорисованной форме водосливов на кровле, —
везде красота и целесообразность сливаются в общее гармоничное целое.
При реставрации
Преображенской церкви для покрытия ее глав и бочек было изготовлено тридцать
тысяч осиновых лемешин. Большая их часть дополнительно подтесывалась при
укладке, ибо деревянные кровли куполов делаются из лемеха, имеющего в основном
только один какой-либо размер. Для нижней части купола, расширяющейся кверху,
лемешины подтесываются по кромкам снизу; для средней части они остаются такими,
какими были заготовлены, а в верхней, сужающейся части купола они снова
подтесываются по краям, но уже сверху. Поэтому в сужающейся части главы стыки
вышележащих лемешин не совпадают с осями нижележащих и располагаются довольно
свободно, но, разумеется, так, что эти стыки перекрываются верхними лемешинами.
Рядом с Преображенской
церковью, как это принято на северных погостах, стоит зимняя теплая Покровская
церковь. Она более утилитарна, менее величава в сравнении с летней. Построенная
на полвека позже Преображенской церкви, она несет в своей архитектуре первые
черты стилистического изменения народного деревянного зодчества. Все ее
помещения — сени, трапезная, четверик и алтарь — имеют одинаковую ширину и в
плане образуют вытянутый прямоугольник с двумя срезанными углами. Покровская
церковь прочно вошла в архитектурный ансамбль погоста, хотя образный лад ее
звучания совсем иной в сравнении с Преображенской. Многоглавие этого памятника
уникально. Его купола отличаются особой выразительностью, утонченными
пропорциями, тонкими, изысканными профилями всех контуров, в то же время они
достаточно скромны, чтобы не затенять величие церкви Преображения.
Архитектурный ансамбль
Кижского погоста был бы неполным без шатровой колокольни, стоящей отдельно
между Преображенской и Покровской церквами. Это самое позднее сооружение
ансамбля, возведенное в 1874, когда пора расцвета народного деревянного
зодчества уже миновала. Новая колокольня была поставлена на месте старой
шатровой колокольни и в какой-то мере создавалась по ее подобию. Ее архитектура
далека от традиций народного зодчества. Но постройка ценна тем, что хотя бы
приближенно воспроизводит формы старой колокольни и восполняет традиционную
часть ансамбля, типичную для архитектуры северных погостов.
Купола
Покровской церкви
При реставрации
Преображенской церкви для покрытия ее глав и бочек было изготовлено тридцать
тысяч осиновых лемешин. Большая их часть дополнительно подтесывалась при
укладке, ибо деревянные кровли куполов делаются из лемеха, имеющего в основном
только один какой-либо размер. Для нижней части купола, расширяющейся кверху,
лемешины подтесываются по кромкам снизу; для средней части они остаются такими,
какими были заготовлены, а в верхней, сужающейся части купола они снова
подтесываются по краям, но уже сверху. Поэтому в сужающейся части главы стыки
вышележащих лемешин не совпадают с осями нижележащих и располагаются довольно
свободно, но, разумеется, так, что эти стыки перекрываются верхними лемешинами.
Рядом с Преображенской
церковью, как это принято на северных погостах, стоит зимняя теплая Покровская
церковь. Она более утилитарна, менее величава в сравнении с летней. Построенная
на полвека позже Преображенской церкви, она несет в своей архитектуре первые
черты стилистического изменения народного деревянного зодчества. Все ее
помещения — сени, трапезная, четверик и алтарь — имеют одинаковую ширину и в
плане образуют вытянутый прямоугольник с двумя срезанными углами. Покровская
церковь прочно вошла в архитектурный ансамбль погоста, хотя образный лад ее
звучания совсем иной в сравнении с Преображенской. Многоглавие этого памятника
уникально. Его купола отличаются особой выразительностью, утонченными
пропорциями, тонкими, изысканными профилями всех контуров, в то же время они
достаточно скромны, чтобы не затенять величие церкви Преображения.
Архитектурный ансамбль
Кижского погоста был бы неполным без шатровой колокольни, стоящей отдельно
между Преображенской и Покровской церквами. Это самое позднее сооружение
ансамбля, возведенное в 1874, когда пора расцвета народного деревянного
зодчества уже миновала. Новая колокольня была поставлена на месте старой
шатровой колокольни и в какой-то мере создавалась по ее подобию. Ее архитектура
далека от традиций народного зодчества. Но постройка ценна тем, что хотя бы
приближенно воспроизводит формы старой колокольни и восполняет традиционную
часть ансамбля, типичную для архитектуры северных погостов.
Обе кижские церкви,
колокольня и кладбище были окружены бревенчатой оградой. Но до наших дней она
не дошла; сохранился только каменный фундамент, на котором уже в значительно
более позднее время выросла новая ограда, сложенная из валунов. А ныне
существующая сделана в середине пятидесятых годов при реставрации всех
памятников архитектуры Кижского погоста. Ее прообразом послужила весьма древняя
ограда, чудом уцелевшая в одном из отдаленных уголков Онежского края — на
Водлозерском Ильинском погосте. Возрожденная в Кижах, она не только способствует
лучшему сохранению всего Кижского ансамбля, но и восполняет его неотъемлемую
часть, опоясывая обе церкви и колокольню бревенчатым срубом и объединяя их в
целостную архитектурно-пространственную композицию.
Обе кижские церкви,
колокольня и кладбище были окружены бревенчатой оградой. Но до наших дней она
не дошла; сохранился только каменный фундамент, на котором уже в значительно
более позднее время выросла новая ограда, сложенная из валунов. А ныне
существующая сделана в середине пятидесятых годов при реставрации всех
памятников архитектуры Кижского погоста. Ее прообразом послужила весьма древняя
ограда, чудом уцелевшая в одном из отдаленных уголков Онежского края — на
Водлозерском Ильинском погосте. Возрожденная в Кижах, она не только способствует
лучшему сохранению всего Кижского ансамбля, но и восполняет его неотъемлемую
часть, опоясывая обе церкви и колокольню бревенчатым срубом и объединяя их в
целостную архитектурно-пространственную композицию.
Читать далее>>>