Отдохни!!! |
Онлайн игры на телефон
|
Присоединяйся |
|
|
Исаакиевский собор
Исаакиевский собор в Петербурге -
крупнейший храм города. Первая церковь на его месте была построена еще во
времена Петра I. Она была посвящена Святому Исаакию Далматскому, в день памяти
которого будущий император появился на свет. Именно в этой церкви в 1712 г.
состоялось венчание Петра с его супругой Екатериной. Каменный Исаакиевский
храм был заложен летом 1768 г. Он строился во время царствования Екатерины II
по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди (1709-1794), а завершен
был уже при Павле I другим зодчим, тоже с итальянскими корнями - Виченцо Бренна
(1745-1820). Храм освятили в присутствии Александра I в конце мая 1802 г.
Это сооружение
явно не соответствовало парадному облику центра столицы; мраморная облицовка
его верхней части была снята и использована при строительстве Михайловского
замка. В 1809 г. был объявлен конкурс на проект нового собора. Однако ни он,
ни второй конкурс не дали результатов, которые могли бы удовлетворить
Александра I. В конечном счете строительство было поручено молодому
французскому архитектору Анри Огюсту Монферрану (1786-1858). Он успел промаршировать
под знаменами Наполеона, однако судьбу свою связал с победителями Бонапарта.
Жизнь Монферрана резко изменилась, когда ему удалось в Париже показать Александру
I свой альбом архитектурных проектов, посвященных Его Величеству Императору
Всероссийскому. Александр I был польщен и пригласил Огюста в Петербург. Однако
выиграть конкурс ему помогла не высокая протекция, а талант рисовальщика и обилие
предложенных вариантов собора. Монферран сделал 24 рисунка здания, и все были
выполнены в различных архитектурных стилях. Николай I хотел поручить оформление
внутреннего убранства собора приехавшему в Петербург немецкому архитектору Лео
Ленце. Монферран резко раскритиковал созданный им проект и 30 июля 1841 г.
подал свой план оформления интерьера, В записке он отмечал; «Впечатление,
производимое обширностью здания, должно... увеличиваться по мере того, как,
пройдя портик, достигнешь внутренности храма». Проект Монферрана был принят
авторитетной комиссией и воплощен в жизнь. Однако при всех его плюсах в
богатой внутренней отделке собора уже чувствуется дыхание эклектики,
Скульптура, живопись, полированный камень, позолота, мозаика и витражи создают
впечатление пышного богатства и в то же время они не объединены стилистическим
единством.
По
утвержденному императором плану собор увеличивался в размерах и в плане приобретал
форму равностороннего креста. С севера и с юга собор должен быть украшен двумя
портиками и увенчан огромным куполом, с которым перекликались четыре малых
купола по углам здания. В этот проект Монферрану, по настоянию специальной
архитектурной ко миссии, пришлось внести вполне оправданные изменения. В
результате портиков стало четыре. Закладка нового собора состоялась в конце
июня 1819 г. Работы по укреплению и строительству фундамента заняли пять лет.
В землю было вбито более 10тыс. просмоленных сосновых свай. Не менее масштабной
была выломка и обработка гранитных блоков для 112 колонн собора. Их добывали в
карьерах под Выборгом и далее везли на специальных плоскодонных судах, каждое
из которых тащили до Петербурге два парохода.
Это любопытно
Углы фронтонов украшают статуи
апостолов и евангелистов. На углах самого здания - изображения ангелов со
светильниками. Силуэты статуй, играющих роль своеобразного звена между нижней
частью собора и его куполом, четко воспринимаются на фоне неба. Интересно, что
пропорции тел апостолов были намеренно искажены для более естественного
восприятия этих фигур снизу.
Большое
значение в оформлении собора имели скульптурные рельефы на его фронтонах.
Важную роль в их создании сыграл Иван Петрович Витали (1794-1855). В течение
четырнадцати лет вместе со своими помощниками он выполнил больше трехсот
статуй и рельефов. Двенадцать статуй евангелистов и апостолов над фронтонами,
группы ангелов со светильниками на углах аттика, статуи ангелов над угловыми
пилястрами, скульптурное убранство наружных и внутренних дверей собора,
сводов и барабана его главного купола - тоже во многом заслуга мастерской
Витали.
Плафон купола собора
площадью 720 м- был расписан Карлом Павловичем Брюлловым (1799-1852), который
по условиям договора делал стилизацию под живопись итальянской школы XVII в.
Боковые части свода, элементы подкупольного пространства (так называемые
«паруса») украшал росписями русский художник итальянского происхождения Федор
Антонович Бруни (1799-1875).
Создавая
скульптурные композиции на фронтонах собора, Витали и его коллеги порой выводили
ряд деталей за пределы карниза. В результате возникает впечатление, что
фигуры как бы выходят в окружающее их пространство. Установка тяжелых
барельефов (вес каждого достигал 80т)
сама по себе была сложной технической задачей. Их фиксировали в тимпане каждого
фронтона с помощью длинных железных штырей. В результате барельефы не упираются
в карнизы фронтонов.
Семь чудес света
|