Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (15 апреля
1452, Винчи близ Флоренции — 2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень,
Франция), итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый, инженер.
Сочетая
разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Леонардо да Винчи создал образ человека, отвечающий
гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. В росписи «Тайная вечеря»
(1495-1497, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милане) высокое
этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной
системе жестов и мимики персонажей. Гуманистический идеал женской красоты
воплощен в портрете Моны Лизы («Джоконда», около
1503). Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в
области математики, естественных наук, механики. Отстаивал решающее значение
опыта в познании природы (записные книжки и рукописи, около 7 тысяч листов).
«Джоконда»
Леонардо
родился в семье богатого нотариуса. Он сложился как мастер, обучаясь у Андреа
дель Верроккьо в 1467-1472 годах. Методы работы во флорентийской мастерской
того времени, где труд художника был тесно сопряжен с техническими
экспериментами, а также знакомство с астрономом П. Тосканелли способствовали
зарождению научных интересов юного Леонардо. В ранних произведениях (голова
ангела в «Крещении» Верроккьо, после 1470, «Благовещение», около 1474, оба в
Уффици, «Мадонна Бенуа», около 1478, Эрмитаж) обогащает традиции живописи
кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, оживляя
лица тонкой, едва уловимой улыбкой.
В
«Поклонении волхвов» (1481-82, не закончена; подмалевок — в Уффици) превращает
религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих эмоций, разрабатывая
новаторские методы рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений в
набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, серебряный
карандаш, сангина, перо и другие техники), Леонардо добивается редкой остроты в
передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску и карикатуре), а строение и
движения человеческого тела приводит в идеальное соответствие с драматургией
композиции.
На
службе у правителя Милана Лодовико Моро (с 1481) Леонардо выступает в роли
военного инженера, гидротехника, организатора придворных празднеств. Свыше 10
лет он работает над монументом Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро;
исполненная пластической мощи глиняная модель памятника в натуральную величину
не сохранилась (разрушена при взятии Милана французами в 1500) и известна лишь
по подготовительным наброскам.
На
этот период приходится творческий расцвет Леонардо-живописца. В «Мадонне в
скалах» (1483-94, Лувр; второй вариант — 1487-1511, Национальная галерея,
Лондон) излюбленная мастером тончайшая светотень («сфумато») предстает новым
ореолом, который идет на смену средневековым нимбам: это в равной мере и
божественно-человеческое, и природное таинство, где скалистый грот, отражая
геологические наблюдения Леонардо, играет не меньшую драматическую роль, чем
фигуры святых на переднем плане.
«Тайная
вечеря»
В
трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись «Тайная
вечеря» (1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который пошел мастер,
применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до нас в весьма
поврежденном виде). Высокое религиозно-этическое содержание образа, где
представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа на его слова о
грядущем предательстве, выражено в четких математических закономерностях
композиции, властно подчиняющей себе не только нарисованное, но и реальное архитектурное
пространство. Ясная сценическая логика мимики и жестов, а также
волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо, сочетание строгой
рациональности с неизъяснимой тайной сделали «Тайную вечерю» одним из самых
значительных произведений в истории мирового искусства.
Занимаясь
также архитектурой, Леонардо разрабатывает различные варианты «идеального
города» и центрально-купольного храма. Последующие годы мастер проводит в
непрестанных переездах (Флоренция — 1500-02, 1503-06, 1507; Мантуя и Венеция —
1500; Милан — 1506, 1507-13; Рим — 1513-16). С 1517 живет во Франции, куда был
приглашен королем Франциском I.
«Битва
при Ангьяри». Джоконда (Портрет Моны Лизы)
Во
Флоренции Леонардо работает над росписью в Палаццо Веккьо («Битва при Ангьяри»,
1503-1506; не закончена и не сохранилась, известна по копиям с картона, а также
по недавно обнаруженному эскизу — частное собрание, Япония), которая стоит у
истоков батального жанра в искусстве нового времени; смертельная ярость войны
воплощена тут в исступленной схватке всадников.
В
наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (так называемой
«Джоконды», около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстает таинственным
олицетворением природы как таковой, не теряя при этом чисто женского лукавства;
внутреннюю значительность композиции придает космически-величавый и в то же
время тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной дымке.
Поздние
картины
К
поздним произведениям Леонардо принадлежат: проекты памятника маршалу
Тривульцио (1508-1512), роспись «Святая Анна с Марией и младенцем Христом»
(около 1500-1507, Лувр). В последней как бы подводится итог его поискам в
области свето-воздушной перспективы, тонального колорита (с преобладанием
прохладных, зеленоватых оттенков) и гармонической пирамидальной композиции; вместе
с тем это гармония над бездной, поскольку группа святых персонажей, спаянных
семейной близостью, представлена на краю пропасти. Последняя картина Леонардо,
«Святой Иоанн Креститель» (около 1515-1517, там же) полна эротической
двусмысленности: юный Предтеча выглядит тут не как святой аскет, но как полный
чувственной прелести искуситель. В серии рисунков с изображением вселенской
катастрофы (цикл с «Потопом», итальянский карандаш, перо, около 1514-1516,
Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о бренности и ничтожестве человека
перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими, предвосхищающими
«вихревую» космологию Р. Декарта представлениями о цикличности природных
процессов.
Мона Литта
«Трактат
о живописи»
Важнейшим
источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи служат
его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), написанные на
разговорном итальянском языке. Сам мастер не оставил систематического изложения
своих мыслей. «Трактат о живописи», подготовленный после смерти Леонардо его
учеником Ф. Мельци и оказавший огромное влияние на теорию искусства, состоит из
отрывков, во многом произвольно извлеченных из контекста его записок. Для
самого Леонардо искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в «споре
искусств» пальму первенства живописи как наиболее интеллектуальному, по его
убеждениям, виду творчества, мастер понимал ее как универсальный язык (подобный
математике в сфере наук), который воплощает все многообразие мироздания
посредством пропорций, перспективы и светотени. «Живопись, — пишет Леонардо, —
наука и законная дочь природы..., родственница Бога». Изучая природу,
совершенный художник-естествоиспытатель тем самым познает «божественный ум»,
скрытый под внешним обликом натуры. Вовлекаясь в творческое соревнование с этим
божественно-разумным началом, художник тем самым утверждает свое подобие
верховному Творцу. Поскольку он «имеет сначала в душе, а затем в руках» «все,
что существует во вселенной», он тоже есть «некий бог».
Леонардо
— ученый. Технические проекты
Как
ученый и инженер Леонардо да Винчи обогатил
проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания того времени,
рассматривая свои заметки и рисунки как наброски к гигантской натурфилософской
энциклопедии. Он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте
естествознания. Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее «раем
математических наук» и видя в ней ключ к тайнам мироздания; он попытался
определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов,
увлеченно занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты
получили выражение в новаторских проектах каналов и ирригационных систем.
Страсть к моделированию приводила Леонардо к поразительным техническим
предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов
металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных,
деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и танка, а также
разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летальных
аппаратов и парашюта.
«Тарелка Пачолли»
Оптика
Собранные
Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных тел на окраску
предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в искусстве
принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических законов была
связана для него с представлением об однородности Вселенной. Он был близок к
созданию гелиоцентрической системы, считая Землю «точкой в мироздании». Изучал
устройство человеческого глаза, высказав догадки о природе бинокулярного
зрения.
Летательный аппарат
Анатомия,
ботаника, палеонтология
В
анатомических исследованиях, обобщив результаты вскрытий трупов, в
детализированных рисунках заложил основы современной научной иллюстрации.
Изучая функции органов, рассматривал организм как образец «природной механики».
Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам
эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и
в биологию. Утвердив ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические
описания листорасположения, гелио- и геотропизма, корневого давления и движения
соков растений. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что
окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о «всемирном
потопе».
Явив
собою идеал ренессансного «универсального человека», Леонардо
да Винчи осмыслялся в последующей традиции как личность, наиболее ярко
очертившая диапазон творческих исканий эпохи. В русской литературе портрет
Леонардо создан Д. С. Мережковским в романе «Воскрешенные боги» (1899-1900).