Парк Гуэль
Парк Гуэль в квартале Мунтания
Пелада. Его неповторимо организованное и украшенное пространство в каком-то
смысле является следствием провала крупного архитектурного проекта. История
его создания связана с именем Эусебио Гуэля.
Парк расположен на склоне
горы. Войдя в него, начинаешь подниматься причудливыми лестницами на верхнюю
площадку. На ней расположено одно из чудес парка - длинная извивающаяся скамья,
напоминающая своей формой ленту развернувшегося серпантина. Для ее украшения Гауди использовал не только куски
керамики, но и битые тарелки. Декор скамьи нигде не повторяется. Ее можно
рассматривать как самую длинную в мире абстрактную картину,
Он был сыном текстильного магната, увлекался
искусством и мечтал воплотить в жизнь идею английского архитектора Эбанайзера
Ховарда о «городе-саде». Это поселение должно было состоять из отдельных
коттеджей, гармонично вписанных в окружающую природу. Построить элитный
поселок для каталонской буржуазии должен был Антонио Гауди. Эусебио впервые увидел его проекты в 1878 г. на Всемирной
выставке в Париже. Вернувшись в Испанию, Гуэль разыскал талантливого
архитектора. Так началась их дружба, продлившаяся сорок лет.
Антонио с детства страдал
артритом, рисование было его единственным развлечением во время приступов
болезни, которая надолго приковывала его к постели. Тем не менее,
Гауди смог получить крепкую
профессиональную подготовку, окончив Высшую техническую школу архитектуры.
Первая его крупная самостоятельная работа - фонтан на площади Каталонии - ярко
продемонстрировала необычный талант Гауди.
После
знакомства с Эусебио Гауди построил
для него усадьбу в Педральбесе и городской особняк. Планируя создать свой
«город-сад», Эусебио предоставил
Гауди полный карт-бланш, взяв все материальные затраты на себя. В результате в 1900
г. на окраине Барселоны на склоне горы Пелада, на участке площадью 15 га,
который принадлежал Гауди, начал
строиться поселок. Предполагалось,
что несколько десятков его домов-коттеджей будут раскуплены
состоятельными барселонцами. Гауди
даже успел спланировать и построить в парке нечто вроде крытой агоры - рыночной
площади, где хозяева особняков могли общаться между собой. Это сооружение
архитектор стилизовал под древнегреческий храм. Рядом располагались галереи и
искусственные гроты. Однако дело с продажей домов на территории парка пошло
туго. Фактически затея Эусебио провалилась. Было продано всего два участка
парка, причем один купил сам Гауди,
а другой - его приятель Альфонс Триас. Тем не менее, власти города отдавали
себе отчет, что архитектору удалось создать на окраине города уникальный
парковый комплекс. В результате в 1922 г. земля и недвижимость на склоне горы
Пелада перешла в собственность города. Здесь был создан парк; теперь он входит
в перечень самых любопытных достопримечательностей Барселоны. В 1984 г. парк
Гуэль попал под эгиду ЮНЕСКО и вошел в список Всемирного наследия человечества.
Гауди
не раз повторял, что «... в природе не существует прямых линий, она не бывает
одноцветной». Мастер считал, что «архитектурные сооружения не должны бросать
вызов природе, но гармонировать с ней и, если возможно, даже сливаться в единый
ансамбль». Воплощение этих принципов встречается в парке на каждом шагу. К
примеру, его стена застывает зубьями своеобразных сталагмитов, украшенных
кусочками цветной керамики.
Во время работы в парке Гауди жил на его территории и почти
ежедневно встречался со своим меценатом. По воспоминаниям мастера, это был
один из самых спокойных и плодотворных периодов в его жизни. После кончины
Эусебио Гуэля в 1914 г. Антонио покинул свой особняк и перебрался в мастерскую
рядом с собором Святого Семейства, строительству которого он отдал весь
остаток своей жизни. Среди других уникальных построек Гауди в Барселоне стоит посмотреть на дом Батльо, построенный для
текстильного короля Жозе Батльо-и-Касановаса. Эту постройку на бульваре Грасиа
часто называют «Домом костей», поскольку его балконы немного напоминают черепа
с зияющими глазницами. Все строение напоминает бок огромного чешуйчатого дракона.
Это впечатление усиливает крыша здания; ее черепица похожа на чешую. Внутри
дома нет ни углов, ни прямых линий. В других местах города, словно
драгоценности, разбросаны еще несколько домов, построенных по проектам Гауди. Среди них знаменитая Каса Мила с
ее «сюрреалистическими» дымоходами и дом Ла Педрера, чей фасад напоминает скалу
с кавернами, стоящую на берегу океана.
Чудеса начинаются уже у входа в парк.
Сразу замечает ь два облицованных камнем коттеджа с крышами необычной формы.
Они сплошь покрыты керамикой, которая образует нечто вроде пестрой чешуи. Навершия
декоративных башенок напоминают диковинные гигантские шишки. Потом видишь
ажурную решетку ворот, расположенных между коттеджами. Ее элементы стилизованы
под листья веерной пальмы. Гауди
умел играть не только с архитектурными формами, но и с металлом. Не случайно
его отец и дед были профессиональными котельщиками. Говорят, они безупречно
делали свои котлы «на глазок». Этот талант обходиться без чертежей унаследовал Гауди.
Между двумя пролетами лестницы расположена
своеобразная ваза с растениями. На ее край опирается папами пестрая ящерица,
все чешуйки которой представляют собой кусочки ярко окрашенной керамики.
Огибающая часть парка колоннада
представляет собой зрелище весьма необычное. Вопреки всем архитектурным канонам
здесь не найти и пары одинаковы* колонн. Каждая по-своему облицована камнями
неправильной формы и напоминает ствол финиковой или кокосовой пальмы. «Капители»
этих причудливых опор заставляют вспомнить о пышной шапке пальмовых листьев. |