Отдохни!!! |
Онлайн игры на телефон
|
Присоединяйся |
|
|
Колизей (продолжение 1) В Колизее
насчитывалось восемьдесят входов. Четыре входа, располагавшихся по центральным
осям постройки эллипсоидной формы, имели особое назначение. Два входа, находившихся
по торцам длинной оси, простиравшейся с востока на запад, обычно считаются
входами, предназначавшимися для участников представлений (обоснованием этому
служат располагавшиеся за этими входами лестницы, которые вели в подземные
помещения Колизея). Современные исследователи называют два этих входа
латинскими именами. Восточный вход имеет название Porta Libitinaria или просто
Libitinaria
(«Врата Либитины») по имени римской богини похорон. Полагают, что
через этот проход выносили тела погибших на арене бойцов. Западный вход имеет
название Porta
Triumphalis («Врата
триумфа»). Считается, что этот вход предназначался для гладиаторов,
принимавших участие в представлении. Другое название этого входа — Porta Sanivivaria («Врата
жизни»). Имеется в виду, что им пользовались бойцы, оставшиеся в живых. Однако
не существует доказательств тому, что эти названия были устойчивыми. Название Porta Libitinaria встречается
в античной литературе только единожды: в биографии Коммода, в том Два входа,
находившиеся по торцам короткой оси, простиравшейся с юга на север,
предназначались для привилегированных зрителей.
До наших
дней сохранился лишь один из них — северный, но можно предположить, что южный
был аналогичен ему, ибо при строительстве Колизея соблюдалась симметрия.
Северный вход представляет собою заметный выступ в фасаде; в свое время этот
вход вел в вестибюль, останки которого сохранились до наших дней.
Определенное
представление об архитектурном оформлении северного и южного входов в
амфитеатр можно получить, изучив дошедший до нас рисунок, изображающий внешнее
скульптурное оформление Колизея, а также римские монеты, вошедшие в обращение
после его постройки. Можно предположить, что оба этих центральных входа были
увенчаны колесницами со скульптурным изображением императора. Это предположение
выглядит обоснованным, ибо Колизей был одним из тех мест, где император
завоевывал популярность, и потому, несомненно, было полезным являть его венценосный
лик народу, валом валившему на представления в Колизее.
Хотя лепные
украшения Колизея до наших дней почти не сохранились, о них можно судить по
соответствующим работам художников Возрождения, воспроизводивших в этих работах
декор величественной постройки (в частности, Джованни да Удине, ученик Рафаэля,
оформляя вестибюль виллы Мадама в Риме, брал за основу лепные украшения и
декоративные росписи Колизея). Разумеется, при оценке схожести подобных работ
с подлинным декором амфитеатра следует делать скидку на манеру и стиль того
или иного художника, на его воображение и видение материала, что делает
расхождение с подлинником почти неизбежным. К тому же не представляется ясным,
какой Колизей рисовали художники Возрождения: Колизей I века или Колизей более
позднего времени, претерпевший немалые изменения, вызванные ремонтом и
реставрацией. Как бы там ни было, работы художников Возрождения являются ценным
свидетельством декоративного украшения величественной постройки, которое к
настоящему времени почти целиком утрачено.
Наиболее
престижными местами считались ложи. Их было две: одна в центре южной части
амфитеатра, другая — в центре его северной части. Люди творческого труда,
обращавшиеся в своих произведениях к Колизею (от Жерома до Ридли Скотта),
неизменно представляли эти колоритные ложи. По сохранившимся источникам ложа,
располагавшаяся в южной части амфитеатра, предназначалась для императора. К
этой ложе, как удалось установить археологам, был проложен подземный ход,
начинавшийся где-то к востоку от Колизея — в каком именно месте пока
неизвестно, ибо отрыто лишь 40 м этого хода (см. схему 1). Однако удалось
выяснить, что этот подземный ход был прорыт уже после открытия Колизея (возможно,
при императоре Домициане). Удалось узнать и то, что он имел богатую внутреннюю
отделку: стены хода были покрыты мрамором, его своды и ниши украшала лепнина,
а пол (был выстлан мозаикой.
Таким
образом, император мог пройти вложу как через парадный вход, так и
воспользоваться личным подземным ходом. Этот ход стал именоваться «проходом
Коммода», после того как Дион в одной из своих работ рассказал о совершенном
там покушении на этого императора. Если это не выдумка, то на Коммода напали в
подземном проходе на пути в персональную ложу.
Что
касается ложи в северной части амфитеатра, то суждения исследователей о том,
для кого она предназначалась, кардинально расходятся. Одни исследователи
считают, что эту ложу занимали люди, приближенные к императору, в том числе
его родственники, другие предполагают, что ложа предназначалась для спонсоров
представлений, а третьи считают, стой же долей правдоподобности, что в ней
сидели весталки. Установить истину затруднительно.
Подземные сооружения и их тайна
Не утихают споры о том, когда подземные сооружения были построены,
строились ли они сразу или разновременно, для чего назначались и могло ли с их
помощью состояться потешное морское сражение на арене амфитеатра при открытии
Колизея в 80 году. Однако прежде чем вникнуть в суть этих споров, стоит
рассмотреть характеристики и назначение подземных сооружений, которые
разногласий не вызывают.
Прежде всего отметим, что площадь подземелий
амфитеатра превышала площадь арены: по краям этого подземелья (за длинной осью
арены) размешались вместительные кладовые. Кроме того, по подземелью проходил
коридор, ведущий к зданию Ludus Magnus (« Большому лагерю»), в котором находился
тренировочный зал |