чудеса планеты чудеса планеты чудеса планеты ЧУДЕСА ПЛАНЕТЫ - Мавзолей в Галикарнасе мавзолей в Галикарнасе
ГлавнаяРегистрацияВход ...чудеса планеты...
Суббота, 04.08.2012, 08:35
Форма входа
Меню сайта

Бесплатный софт
Download MasterSkypeµTorrent
Dr.Web CureIT UltraISO Picasa
CheMax Kaspersky World 1.2.4.103  Allok Video to FLV Converter
 GOMPlayer  Recuva Winamp

Установить себе такой Блок

Отдохни!!!
Онлайн игры на телефон
Меч и Магия

Нажимай!
ИТАЛИЯ Колизей Петергоф Кижи Мачу-Пикчу Тадж-Махал Чичен-Ица Индия Япония Испания Файлообменник Тайны Египта Фараоны Семь

Присоединяйся
чудеса разгадка тайн

Каталоги/партнеры

Мавзолей в Галикарнасе


Реставрация мавзолея

Примерно в 110 км южнее Эфеса с его четвертым чудом света, на самой юго-западной оконечности Ма­лой Азии, лежит небольшой турец­кий городок Бодрум. Две тысячи лет назад этот город назывался Галикарнас. Здесь находилось пятое чудо света - мавзолей карийского царя Мавсола.

Как уже говорилось, в конце II тысяче­летия до Р. Хр. греки в поисках нового жизненного пространства начали за­селять Малую Азию. В это время воз­никли, в частности, такие города, как Эфес, Галикарнас и, несколько дальше от побережья, Миласа. В 546 г. до Р. Хр. эти земли попали под власть пер­сидского царя Кира II. Огромная пер­сидская держава простиралась от Средиземного моря до Инда и от Чер­ного моря до Индийского океана. Ее размеры были слишком велики, чтобы можно было управлять ею из одного центра. Поэтому в пределы Персид­ского царства входил целый ряд небольших государств со своими царя­ми, которые, хотя и подчинялись царю Персии, имели полную свободу дейс­твий во всем, что не противоречило интересам персидского царя царей. Таких царей-наместников называли сатрапами, а области, вверенные их управлению, сатрапиями.

Одной из сатрапий была Кария - при­легающая к морю область на юго-западе Малой Азии. Около 400 г. до Р. Хр. здесь правил Гекатомн, верный вассал персидского царя Артаксеркса. Столи­цей его владений была Миласа, распо­ложенная в горах северо-восточнее Галикарнаса. Но эта столица не устра­ивала Гекатомна, и он решил перенес­ти ее в Галикарнас. Правда, Миласа лежала на пересечении важных торго­вых путей, но Галикарнас имел две ес­тественные гавани, защищенные с мо­ря островом, и в географическом отно­шении был очень удобен для судо­ходства вдоль берегов Малой Азии. Чтобы превратить небольшой порто­вый город в царскую резиденцию, Гекатомн затеял в нем обширное стро­ительство, но до переезда в новую столицу он не дожил. В 377 г. до Р. Хр. он скончался, и на трон вступил его старший сын Мавсол.

Молодой сатрап энергично продол­жил начинания своего отца. Весь город, амфитеат­ром поднима­ющийся от порта вверх по склонам гор, был окружен мощными укрепле­ниями. В центре города появилась большая агора - площадь для собра­ний. Над ней в отдалении был выстро­ен храм бога войны Ареса. А между агорой и храмом, на равном удалении от них, Мавсол решил воздвигнуть се­бе монументальное надгробие - мав­золей, который бы своим названием и величественным видом служил веч­ным напоминанием потомкам о его имени и славе.

Как и большинство других персидских царей и сатрапов, Мавсол был страс­тным поклонником греческого искусс­тва и культуры. Создание проекта мав­золея он поручил не местным архитек­торам, а пригласил всех греческих мас­теров строительного искусства принять участие в специальном конкурсе.

Пожалуй, не было ни одного известно­го греческого зодчего, который бы не попробовал свои силы в этом художес­твенном состязании. После того как в 404 г. до Р. Хр. спартанский полководец Лисандр одержал победу над Афи­нами, установив господство Спарты над всей Грецией, архитекторы и художни­ки почти лишились заказов от эллинов. Города и общины были слишком бедны, чтобы приглашать зодчих, ваятелей, зо­лотых дел мастеров и других художни­ков и ремесленников, поэтому они были рады любому заказу, даже если он пос­тупал извне, от варваров.

Победителями в конкурсе оказались Сатир и Пифей. Их проект выгля­дел следующим образом. На пяти­ярусном основа­нии площадью 33 х 39 м высился огромный куб длиной 27 м и шириной 33 м. Общая высота основания и куба составляла 22 м. Над ними располагалась собственно усы­пальница, целлу окружало 39 одиннад­цатиметровых колонн. В виде крыши над колоннадой возвышалась 24-ступенчатая пирамида, увенчанная мра­морной квадригой - колесницей с чет­веркой запряженных в ряд коней. Об­щая высота мавзолея была 49 м - с шестнадцатиэтажный дом.


Карийский царь Мавсол (умер в 352 г. до Р. Хр.). 

Статуя высотой 3,05 м была найдена среди развалин мавзолея. Ныне находится в Британском музее в Лондо­не.

Гробница была очень необычна для то­го времени - можно сказать, что она коренным образом ломала сложившу­юся в Греции традицию. До этого в греческой архитектуре господствова­ли горизонтальные линии, т.е. стро­ения были вытянуты в ширину, а мав­золей весь был устремлен вверх. К то­му же у греков было принято преда­вать земле своих умерших, даже самых знатных и почитаемых граждан. Мавсол же пожелал, чтобы место его упокоения устремлялось к небесам, что, впрочем, за тысячу лет до этого уже делали египтяне и персы, возво­дившие свои пирамиды и величес­твенные гробницы. Таким образом, архитектура галикарнасского мавзо­лея соединила в себе особенности греческого, египетского и персидско­го стилей и послужила образцом для аналогичных надгробных сооружений в будущем. С тех пор немало выда­ющихся людей было погребено в по­добных усыпальницах, которые по имени их первостроителя получили название „мавзолей".

Первый в мире мавзолей, ставший пя­тым чудом света, поражал не только своей необычной конструкцией. Его фризы и барельефы, созданные выда­ющимися скульпторами, представляли собой настоящие шедевры и изумляли своей красотой весь мир. На них были изображены состязания на колесни­цах, битва амазонок, боги и другие мифологические персонажи, причем мраморные фигуры были выполнены в лучших античных традициях.

Однако этими шедеврами сам Мавсол уже не смог полюбоваться. Он умер в 353 г. до Р. Хр., когда гробница еще не была закончена. Его жена Артемизия в знак своей безграничной любви к мужу довела строительство до конца.

Она была не только женой, но и сес­трой Мавсола. За обожаемого ею старшего брата она вышла замуж еще в ранней юности. Тем самым Артемизия поступила в соответствии с обычаем египетских фараонов, которые час­то женились на своих сестрах, пос­кольку право на получение наследства имели у них не сыновья, а старшая дочь. Современники отмечали, что решение царицы поставить памят­ник самой себе вряд ли понравилось бы умершему царю.

Артемизия тоже не дожила до оконча­ния строитель­ства мавзолея. Она умерла через два года после смерти своего му­жа и брата. Завер­шение строительных работ оказалось под вопросом. Но тут инициативу взя­ли в свои руки скульпторы, архитекто­ры и мастера, участвовавшие в стро­ительстве. Такое уникальное произве­дение искусства, решили они, не дол­жно остаться незавершенным. Мавзолей сооружался на века, поэто­му его нужно было закончить и без заказчика. Вначале действительно ка­залось, что он будет стоять вечно.


 

Голова коня из мраморной квадриги на вершине мавзолея


Плиний Старший так описывает это сооружение:

С юга и севера протяжение его — по 63 фута, с лицевой и тыльной стороны — уже, общее протяжение — 440 футов, в высоту оно достигает 25 локтей, опоясано 36 колоннами. Этот охват называли птерон. С востока рельефы сделал Скопас, с севера — Бриаксид, с юга - Тимофей, с запада — Леохар. Ещё до того, как они закончили работу, царица умерла. ...над птероном возвышается пирамида, по высоте равная нижней части, суживаясь двадцатью четырьмя ступенями в остроконечность меты. На вершине находится мраморная квадрига, которую создал Пифей. Вместе с ней всё сооружение достигает в высоту 140 футов [46 м].


Гробница Мавсола не пострадала, ког­да в 334 г. до Р. Хр. Александр Маке­донский взял город в осаду и разру­шил его. Устоял мавзолей и в других войнах. Но „веки вечные" продолжа­лись для него всего 1500 лет: в XII в. после Р. Хр. большая часть строения рухнула в результате землетрясения.

Триста лет спустя крестоносцы ис­пользовали руины как каменоломню, когда возводили укрепления для обо­роны от турок. В результате мавзолей был разобран до основания.

В 1523 г. войска турецкого султана Су­леймана Великолепного захватили Га­ликарнас. Место, где когда-то возвы­шался мавзолей, теперь застраива­лось домами для завоевателей. В 1857 г. английские археологи выкупи­ли двенадцать турецких домов и из­влекли из-под обломков то, что еще сохранилось от мавзолея, этого. Находки архе­ологов, живые свидетельства этой са­моотверженной любви, занимают те­перь почетное место среди наиболее ценных экспонатов Британского музея в Лондоне.

 

  Семь Чудес Света Древнего Мира



  Copyright MyCorp © 2012
Хостинг от uCoz
Картаzbz aks s5 bi1 ya94 chitatel udovolstvie chita udovo nebo4 neb39
rss
Карта