чудеса планеты чудеса планеты чудеса планеты ЧУДЕСА ПЛАНЕТЫ - Храм Артемиды в Эфесе храма Артемиды Эфесской
ГлавнаяРегистрацияВход ...чудеса планеты...
Суббота, 04.08.2012, 08:05
Форма входа
Меню сайта

Бесплатный софт
Download MasterSkypeµTorrent
Dr.Web CureIT UltraISO Picasa
CheMax Kaspersky World 1.2.4.103  Allok Video to FLV Converter
 GOMPlayer  Recuva Winamp

Установить себе такой Блок

Отдохни!!!
Онлайн игры на телефон
Меч и Магия

Нажимай!
ИТАЛИЯ Колизей Петергоф Кижи Мачу-Пикчу Тадж-Махал Чичен-Ица Индия Япония Испания Файлообменник Тайны Египта Фараоны Семь

Присоединяйся
чудеса разгадка тайн

Каталоги/партнеры

Храм Артемиды в Эфесе


Храм Артемиды

 

Первое уничтожение

В одну из жарких летних ночей 356 г. до Р. Хр. какой-то человек, стараясь не привлекать к себе внимания, крался по улицам Эфеса, города, который находился на территории ны­нешней Турции. В руке у него был не­большой факел, который при встрече со случайными ночными прохожими он в испуге заслонял своим широким плащом. Боязливо озираясь по сторо­нам, он наконец добрался окольными улочками до большого белого храма, возвышавшегося на краю города. Стража мирно спала, и он без препятс­твий смог проникнуть в святилище. Тут-то он и совершил то, что потрясло весь цивилизованный мир: он поджег факелом несколько культовых предме­тов и священных даров. От огня вспых­нул полог перед статуей божества, пламя добралось до высоких деревян­ных дверей, которые были пропитаны маслом, и перекинулось на крышу - в считанные минуты святилище превра­тилось в дымящиеся руины, среди ко­торых словно в немом укоре высились в темном небе силуэты полуразрушен­ных мраморных колонн.

На суде, приговорившем преступника к жестоким пыткам, он признался, что поджег храм ради того, чтобы обес­смертить свое имя в веках. Чтобы ли­шить тщеславного безумца даже на­дежды на то, чтобы прославить себя таким кощунственным поступком, эфесцы твердо решили забыть и ни­когда не произносить его имени, но, может быть, именно поэтому имя его и дошло до нас: Герострат. Что же касается храма, превращен­ного им в пепел и развалины, то, по словам античного историка Ампелия, он был „самым большим, изыс­канным и величественным храмом на свете", а по свидетельству дру­гого его коллеги, Плиния, - „поистине удивительным памятником гре­ческой культуры, поражавшим сво­им великолепием. Это был мра­морный храм Артемиды Эфесской - четвертое чудо света.

Храм простоял к тому времени уже свыше тысячи лет. В конце второго тысячелетия до Р. Хр. часть ионян в поисках нового жизненного прос­транства переселилась из материко­вой Греции в Малую Азию и основала на побережье напротив острова Са­мос город Эфес. Портовый город быс­тро превратился в оживленный торго­вый центр с большими красивыми дома­ми и маленькими хижинами, с чистыми улицами и широкими рыночными пло­щадями - агорами, где постоянно тол­пился народ. Торговля у здешних греков процветала, как и на их былой родине. Эфес быстро стал одним из крупнейших городов Древнего мира.

В одном из укромных мест в устье реки Каистр гре­ческие поселен­цы обнаружили небольшой ог­ражденный учас­ток со священным деревом, где предки коренных жите­лей этих мест совершали поклонение древнему малоазиатскому божеству плодородия в виде многогрудой жен­щины. Культ этот переняли греки, отождествив это женское божество со своей Артемидой - целомудренной богиней луны, могущественной девой-охотницей, покровительницей го­родов, женщин и молодых животных.

 

Разумеется, грекам это священное место казалось слишком скромным для поклонения их богине - ведь она была дочерью Зевса и сестрой-близ- нецом Аполлона. Поэтому они решили воздвигнуть Артемиде новый храм. Он должен был быть больше, красивее и богаче. Не было бы счастья, да нес­частье помогло: в 560 г. до Р. Хр. Эфес был завоеван лидийским царем Кре­зом. Он был не только невиданно богат (еще и сейчас говорят: „богат, как Крез"), но славился также своей щед­ростью. Будучи большим поклонником греческого искусства и почитателем греческих богов, Крез внес щедрые по­жертвования на строительство храма Артемиды Эфесской, ставшего одним из великолепнейших святилищ Греции. Поскольку в Малой Азии часто бывают землетрясения, решено было постро­ить храм в болотистой местности в надежде на то, что мягкий грунт смягчит удары при сильных землетрясениях. Был вырыт глубокий котлован. На дно его уложили несущие балки из обугленных стволов дуба. На них до уровня земли насыпали толстый слой скаль­ных пород. На таком мощном фунда­менте был воздвигнут храм, ширина которого составляла 51 м, а длина 105 м, 127 колонн достигали восемнадца­тиметровой высоты, т.е. высоты шес­тиэтажного дома. Для перекрытий и стропил использовался кедр, а высо­кие двустворчатые двери, ведущие в целлу, были сделаны из полированно­го кипариса и отличались богатством золотой отделки и красочного убранс­тва. В целле находилась статуя Арте­миды высотой более двух метров, сде­ланная из древесины виноградного куста и облицованная серебром и зо­лотом.

Статуя Артемиды

Ослепленный своим тщеславием, Ге­рострат всего за несколько минут уничтожил это уникальное стро­ение и его рос­кошное внутрен­нее убранство. Но все же не пол­ностью. Под рухнувшими колоннами и мраморными статуями, превратившимися в известь, между расплавленны­ми сосудами и потрескавшимися стенами эфесцы обнаружили почти не поврежденную статую Артемиды. Они восприняли это как чудо, как волю богов выстроить здесь новый храм, еще более высокий, красивый и великолепный.

 

Восстановление

По всей Греции и за ее пределами прокатилась волна пожертвований. Стар и млад, богатый и бедный - все несли свои украшения, золото и дру­гие дары, которые стекались в Эфес, где немедленно началось возведение нового храма.

Эфесский архитектор Хейрократ, ко­торому было поручено строитель­ство, приказал лишь разровнять гру­ду развалин и оставшегося мусора и щебня. Так был образован новый фундамент. Он был обложен толсты­ми мраморными плитами, в результа­те чего основание храма увеличи­лось до 65 х 125 м. В остальном же Хейрократ сохранил архитектуру ста­рого храма: на месте 127 разрушен­ных колонн поднялись 127 новых, из которых 36 были украшены в нижней части барельефами в рост человека, повествующими о подвигах греческих богов и героев. Прошло несколько десятилетий, и храм восстал из руин.

Правда, он был на два метра выше прежнего за счет пола двухметровой толщины, который покрывал развали­ны, служившие основанием здания. Другое отличие нового храма от старо­го заключалось в том, что он имел уже не деревянную, а массивную камен­ную крышу, дабы какой-нибудь безу­мец, вроде Герострата, не смог снова его сжечь.

В 334 г. до Р. Хр. Александр Македон­ский во время сво­его знаменитого и победоносного похода против персов, пролегав­шего через Ма­лую Азию, подошел к Эфесу. Он посе­тил храм Артемиды, который находил­ся в процессе восстановления, и пред­ложил не только словом и делом, но и деньгами помочь его строительству. Своим предложением он озадачил эфесцев. С одной стороны, они не хо­тели обидеть могущественного царя Македонии, но с другой - он был для них варваром (в Греции таковым счи­тали всякого, у кого родным языком не был греческий). А от варвара они не могли принять никакой помощи. И они прибегли к хитрости: заявили чуже­земному царю, что в лице такого могу­щественного владыки и непобедимого полководца, как Александр, они видят бога, а богу не подобает воздвигать храм богине. Польщенный такими сло­вами, Александр покинул эти места. Строительство нового храма, как и прежнего, продолжалось в течение десятилетий. Новый храм Артемиды, как и прежде, был не просто религиоз­ным центром. В нем заключались крупные и мелкие сделки, занимались куплей и продажей, и, как повсюду в Греции, храм выполнял  роль крупней­шего банка. Всякий, кто нуждался в деньгах, обращался к верховному жре­цу, который был своего рода директо­ром банка. Он давал деньги в долг под проценты, и довольно высокие. Обыч­ная процентная ставка составляла де­сять процентов, иначе говоря, жела­ющий получить взаймы сто талантов, должен был ежегодно выплачивать де­сять талантов в виде процентов. Горо­да и общины имели льготы: они плати­ли лишь шесть процентов, а если госу­дарству нужны были деньги для веде­ния войны, то жрецы храма Артемиды взимали в этом случае всего полтора процента.

В 133 г. до Р. Хр., после проигранной войны с Римом, Эфес перешел под власть Рима и стал столицей новой римской провинции Азия. Город и храм не потеряли своего значения и притягательной силы, и Эфес пережил еще один период расцвета, а гречес­кая Артемида превратилась в римскую богиню охоты Диану.

Еще три столетия храм Артемиды про­должал оставать­ся центром рели­гиозной, культур­ной и экономи­ческой жизни, по­ка в 262 г. после Р. Хр. он не был разграблен и частично разрушен странствующими готами. 118 лет спустя он окончательно поте­рял свое ведущее положение. Рим­ский император Феодосий I, утвер­дивший христианство как государс­твенную религию, закрыл все язычес­кие храмы. Храм Артемиды прекратил свое существование. Все, кто только нуждался в строительных материалах - будь то христиане, которым нужны были новые церкви, или турки-сельджуки и арабы, которые вновь заселя­ли Эфес и строили здесь свои дома, - могли брать их из храма Артемиды и разносить его по частям.

Так со временем исчезло с лица земли одно из самых знаменитых сооруже­ний древности, а вместе с ним исчез и сам Эфес. Постепенно его поглотило болото в низовьях Каистра (правда, позже он был заново построен чуть выше этих мест). Когда на исходе средневековья здесь появились турки-османы, от древнего Эфеса и его величественного храма не осталось уже и следа и никто не помнил, где они когда-то находились.

В середине прошлого века археологи приступили к поискам города Эфеса и храма Артемиды. После многих лет бе­зуспешных раскопок английскому ар­хеологу Джону Вуду удалось наконец обнаружить под шестиметровой тол­щей наносов фундамент храма. А в 1903 г. его соотечественник Дэвид Хогарт нашел и сокровища Артемиды: 3000 ценнейших жемчужин, серьги, шпильки для волос, броши, а также небольшие монеты из электрона (сплава золота и серебра), древней­шие дошедшие до нас образцы монет­ной чеканки. В 1956 г. была раскопана мастерская Фидия, в которой обнару­жились три копии статуи Артемиды из первоначального храма. Эфесские на­ходки археологов хранятся теперь в музеях Турции.

В настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из обломков колонна.

 


 Семь Чудес Света Древнего Мира



  Copyright MyCorp © 2012
Хостинг от uCoz
Картаzbz aks s5 bi1 ya94 chitatel udovolstvie chita udovo nebo4 neb39
rss
Карта