Храм Артемиды
Первое уничтожение
В
одну из жарких летних ночей 356 г. до Р. Хр. какой-то человек, стараясь не
привлекать к себе внимания, крался по улицам Эфеса, города, который находился
на территории нынешней Турции. В руке у него был небольшой факел, который при
встрече со случайными ночными прохожими он в испуге заслонял своим широким
плащом. Боязливо озираясь по сторонам, он наконец добрался окольными улочками
до большого белого храма, возвышавшегося на краю города. Стража мирно спала, и
он без препятствий смог проникнуть в святилище. Тут-то он и совершил то, что
потрясло весь цивилизованный мир: он поджег факелом несколько культовых предметов
и священных даров. От огня вспыхнул полог перед статуей божества, пламя
добралось до высоких деревянных дверей, которые были пропитаны маслом, и
перекинулось на крышу - в считанные минуты святилище превратилось в дымящиеся
руины, среди которых словно в немом укоре высились в темном небе силуэты
полуразрушенных мраморных колонн.
На
суде, приговорившем преступника к жестоким пыткам, он признался, что поджег
храм ради того, чтобы обессмертить свое имя в веках. Чтобы лишить тщеславного
безумца даже надежды на то, чтобы прославить себя таким кощунственным
поступком, эфесцы твердо решили забыть и никогда не произносить его имени, но,
может быть, именно поэтому имя его и дошло до нас: Герострат. Что же касается
храма, превращенного им в пепел и развалины, то, по словам античного историка
Ампелия, он был „самым большим, изысканным и величественным храмом на
свете", а по свидетельству другого его коллеги, Плиния, - „поистине
удивительным памятником греческой культуры, поражавшим своим великолепием.
Это был мраморный храм Артемиды Эфесской - четвертое чудо света.
Храм
простоял к тому времени уже свыше тысячи лет. В конце второго тысячелетия до Р.
Хр. часть ионян в поисках нового жизненного пространства
переселилась из материковой Греции в Малую Азию и основала на побережье
напротив острова Самос город Эфес. Портовый город быстро превратился в
оживленный торговый центр с большими красивыми домами и маленькими хижинами,
с чистыми улицами и широкими рыночными площадями - агорами, где постоянно толпился
народ. Торговля у здешних греков процветала, как и на их былой родине. Эфес
быстро стал одним из крупнейших городов Древнего мира.
В одном из укромных мест в
устье
реки Каистр греческие поселенцы обнаружили
небольшой огражденный участок со священным деревом, где предки коренных жителей
этих мест совершали поклонение древнему малоазиатскому божеству плодородия в
виде многогрудой женщины. Культ этот переняли греки, отождествив это женское
божество со своей Артемидой - целомудренной богиней луны, могущественной девой-охотницей,
покровительницей городов, женщин и молодых животных.
Разумеется, грекам это священное место казалось слишком скромным
для поклонения их богине - ведь она была дочерью Зевса и сестрой-близ- нецом
Аполлона. Поэтому они решили воздвигнуть
Артемиде новый храм. Он должен был быть больше, красивее и богаче. Не было бы
счастья, да несчастье помогло: в 560 г. до Р. Хр. Эфес был завоеван лидийским
царем Крезом. Он был не только невиданно богат (еще и сейчас говорят: „богат,
как Крез"), но славился также своей щедростью. Будучи большим поклонником
греческого искусства и почитателем греческих богов, Крез внес щедрые пожертвования
на строительство храма Артемиды Эфесской, ставшего одним из великолепнейших
святилищ Греции. Поскольку в Малой Азии часто бывают землетрясения, решено было
построить храм в болотистой местности в надежде на то, что мягкий грунт
смягчит удары при сильных землетрясениях. Был вырыт глубокий котлован. На дно
его уложили несущие балки из обугленных стволов дуба. На них до уровня земли
насыпали толстый слой скальных пород. На таком мощном фундаменте был
воздвигнут храм, ширина которого составляла 51 м, а длина 105 м, 127 колонн
достигали восемнадцатиметровой высоты, т.е. высоты шестиэтажного дома. Для
перекрытий и стропил использовался кедр, а высокие двустворчатые двери, ведущие
в целлу, были сделаны из полированного кипариса и отличались богатством
золотой отделки и красочного убранства. В целле находилась статуя Артемиды
высотой более двух метров, сделанная из древесины виноградного куста и
облицованная серебром и золотом.
Статуя Артемиды
Ослепленный своим
тщеславием, Герострат всего за несколько
минут уничтожил это уникальное строение и его роскошное внутреннее
убранство. Но все же не полностью. Под рухнувшими колоннами и мраморными
статуями, превратившимися в известь, между расплавленными сосудами и
потрескавшимися стенами эфесцы обнаружили почти не поврежденную статую
Артемиды. Они восприняли это как чудо, как волю богов выстроить здесь новый
храм, еще более высокий, красивый и великолепный.
Восстановление
По всей Греции и за ее
пределами прокатилась волна пожертвований. Стар и млад, богатый и бедный - все
несли свои украшения, золото и другие дары, которые стекались в Эфес, где
немедленно началось возведение нового храма.
Эфесский архитектор
Хейрократ, которому было поручено строительство, приказал лишь разровнять груду
развалин и оставшегося мусора и щебня. Так был образован новый фундамент. Он
был обложен толстыми мраморными плитами, в результате чего основание храма
увеличилось до 65 х 125 м. В остальном же Хейрократ сохранил архитектуру старого
храма: на месте 127 разрушенных колонн поднялись 127 новых, из которых 36 были
украшены в нижней части барельефами в рост человека, повествующими о подвигах
греческих богов и героев. Прошло несколько десятилетий, и храм восстал из руин.
Правда, он был на два метра
выше прежнего за счет пола двухметровой толщины, который покрывал развалины,
служившие основанием здания. Другое отличие нового храма от старого
заключалось в том, что он имел уже не деревянную, а массивную каменную крышу,
дабы какой-нибудь безумец, вроде Герострата, не смог снова его сжечь.
В 334 г. до Р. Хр. Александр
Македонский во время своего знаменитого и победоносного похода против персов,
пролегавшего через Малую Азию, подошел к Эфесу. Он посетил храм Артемиды, который
находился в процессе восстановления, и предложил не только словом и делом, но
и деньгами помочь его строительству. Своим предложением он озадачил эфесцев. С
одной стороны, они не хотели обидеть могущественного царя Македонии, но с
другой - он был для них варваром (в Греции таковым считали всякого, у кого
родным языком не был греческий). А от варвара они не могли принять никакой
помощи. И они прибегли к хитрости: заявили чужеземному царю, что в лице такого
могущественного владыки и непобедимого полководца, как Александр, они видят
бога, а богу не подобает воздвигать храм богине. Польщенный такими словами,
Александр покинул эти места. Строительство нового храма, как и прежнего,
продолжалось в течение десятилетий. Новый храм Артемиды, как и прежде, был не
просто религиозным центром. В нем заключались крупные и мелкие сделки,
занимались куплей и продажей, и, как повсюду в Греции, храм выполнял роль крупнейшего банка. Всякий, кто нуждался
в деньгах, обращался к верховному жрецу, который был своего рода директором
банка. Он давал деньги в долг под проценты, и довольно высокие. Обычная
процентная ставка составляла десять процентов, иначе говоря, желающий
получить взаймы сто талантов, должен был ежегодно выплачивать десять талантов
в виде процентов. Города и общины имели льготы: они платили лишь шесть
процентов, а если государству нужны были деньги для ведения войны, то жрецы
храма Артемиды взимали в этом случае всего полтора процента.
В 133 г. до Р. Хр., после
проигранной войны с Римом, Эфес перешел под власть Рима и стал столицей новой
римской провинции Азия. Город и храм не потеряли своего значения и
притягательной силы, и Эфес пережил еще один период расцвета, а греческая
Артемида превратилась в римскую богиню охоты Диану.
Еще три столетия храм
Артемиды продолжал оставаться центром религиозной, культурной и экономической
жизни, пока в 262 г. после Р. Хр. он не был разграблен и частично разрушен
странствующими готами. 118 лет спустя он окончательно потерял свое ведущее
положение. Римский император Феодосий I, утвердивший христианство как
государственную религию, закрыл все языческие храмы. Храм Артемиды прекратил
свое существование. Все, кто только нуждался в строительных материалах - будь
то христиане, которым нужны были новые церкви, или турки-сельджуки и арабы,
которые вновь заселяли Эфес и строили здесь свои дома, - могли брать их из
храма Артемиды и разносить его по частям.
Так со временем исчезло с
лица земли одно из самых знаменитых сооружений древности, а вместе с ним исчез
и сам Эфес. Постепенно его поглотило болото в низовьях Каистра (правда, позже
он был заново построен чуть выше этих мест). Когда на исходе средневековья
здесь появились турки-османы, от древнего Эфеса и его величественного храма не
осталось уже и следа и никто не помнил, где они когда-то находились.
В середине прошлого века
археологи приступили к поискам города Эфеса и храма Артемиды. После многих лет
безуспешных раскопок английскому археологу Джону Вуду удалось наконец
обнаружить под шестиметровой толщей наносов фундамент храма. А в 1903 г. его
соотечественник Дэвид Хогарт нашел и сокровища Артемиды: 3000 ценнейших
жемчужин, серьги, шпильки для волос, броши, а также небольшие монеты из
электрона (сплава золота и серебра), древнейшие дошедшие до нас образцы монетной
чеканки. В 1956 г. была раскопана мастерская Фидия, в которой обнаружились три
копии статуи Артемиды из первоначального храма. Эфесские находки археологов
хранятся теперь в музеях Турции.
В настоящее время на месте храма стоит одна восстановленная из
обломков колонна.
Семь Чудес Света Древнего Мира