Отдохни!!! |
Онлайн игры на телефон
|
Присоединяйся |
|
|
Замок Ступиниджи
Идеи европейского барокко редко когда удавалось воплотить с такой продуманностью
и выразительностью, как в королевской охотничьей вилле Ступиниджи, своеобразная
архитектура которой существенно отличается от других зданий в стиле барокко. В
этом замке в единое произведение искусства гармонично объединены ваяние,
живопись и парковая архитектура.
Уже с XVII в.
Турин — столицу Савойи с присоединенным Пьемонтом — окружали замки и дворцы,
выражавшие волю герцогов. Может быть, именно поэтому герцогству постоянно
угрожали Франция и Испания. Витторио Амедео II, став в 1713 г. также королем
Сицилии, существенно расширил влияние Савойского дома и укрепил свою власть, а
через несколько лет велел перестроить замок у Турина в
абсолютистско-монументальную резиденцию. Работами руководил сицилийский
архитектор Филиппо Ювара. В 1729 г. король обнаружил, что ему необходим также
и представительный охотничий замок, и поручил строительство своему любимому
архитектору.
Ювара,
работавший ранее в Риме, Лиссабоне и Мадриде и имевший международную
известность, получил отличные условия для работы над этим проектом. Он
пользовался абсолютным доверием короля и мог при необходимости привлекать к
работе художников издалека. В его распоряжении был идеальный ландшафт, не
требовавший никаких топографических ограничений и изменений. Ювара создал
ансамбль, в котором ландшафт, парк и строения соединялись друг с другом с
помощью осей, причем строение находилось в точке пересечения, то есть в центре.
При этом архитектор выступил как мастер эпохи барокко в полном смысле этого
слова, потому что никогда не забывал и о мелочах, продумывая все, вплоть до
деталей интерьера. Это была последняя работа архитектора в Турине.
В точке
пересечения осей в центре замкового комплекса расположено главное здание с
торжественным залом. Оно увенчано куполом, на котором стоит бронзовый олень,
напоминая о назначении замка. От овального в плане центрального здания отходят
4 жилых крыла, которые образуют косой крест (X).
Передние жилые
корпуса дополнены боковыми флигелями и пристройками, в которых расположились
жилые комнаты и хозяйственные помещения. Все вместе они образуют широкий
почетный двор в форме открытого 6-угольника. Оси, которые образуют отдельные
флигели, продолжаются с задней части замка дорожками и тропинками, ведущими на
охоту в лес.
Фасады всех
зданий решены в одном стиле, но более декоративны по мере приближения к
центральному строению. Членение пилястрами и лизенами подчеркивает вертикаль,
как и высокие симметричные окна главного этажа. Вазы и охотничьи трофеи
украшают балюстраду центрального здания, а широкая пологая лестница почти
принуждает к полному достоинства шествию в занимающий два этажа Торжественный
зал. Входом в него являются три больших портала с круглыми арками, форма
которых повторяет окна на втором этаже. Напротив них расположены двери, ведущие
в парк. Как и порталы со стороны двора, они делают зелень частью Торжественного
зала, как бы интегрируя ее интерьер, гармонично объединяя помещение с парком.
Четыре свободно
стоящие опоры поддерживают центральный купол вместе с четырьмя полукуполами,
шаровыми сегментами, образующими свод. Между опорами на середине высоты
проходит галерея, опоясывающая весь зал. Настенные и потолочные росписи Ювара
поручил выполнить братьям Доменико и Джузеппе Валериани из Венеции. Самая
роскошная роспись центрального купола, на которой изображена Диана,
отправляющаяся на охоту, хорошо подходит для этого замка.
Покои короля и
королевы расположены в жилых корпусах, обращенных к парку. Они, как и другие
помещения, были тщательно отделаны под руководством Ювара в стиле рококо.
Архитектор лично выбирал художников для оформления интерьера. Внутренняя
отделка и обстановка сохранились почти полностью, заменить пришлось лишь
отдельные предметы мебели. Для пополнения обстановки была использована мебель
из других дворцов Савойского дома.
Из почетного
двора охотничьего замка Ступиниджи к Турину ведет аллея длиной 10 км (сейчас
многополосная магистраль). Она доходит до Порте-Нуова и продолжается осью,
ведущей к королевскому дворцу — палаццо Реале. Это внешне непритязательное
здание появилось в XVII в., поражая контрастом с роскошью внутреннего убранства
дворца. В королевской библиотеке можно увидеть рисунки Леонардо да Винчи,
Рафаэля и Рембрандта. С балкона дворца в марте 1848 г. принц Карл Альберт
объявил войну Австрии. |