Отдохни!!! |
Онлайн игры на телефон
|
Присоединяйся |
|
|
Колосс Родосский
Статуя Колосса
Предыстория
основания.
Деметрий, царь Фригии и Ликии в Малой
Азии, потребовал от родосцев присоединиться к нему в его войне против
египетского правителя Птолемея Сотера. Но родосцы ответили отказом - они не
хотели воевать против своего главного торгового партнера. Вот почему, прежде
чем идти на Александрию, Деметрий решил покорить Родос. С помощью своего
мощного флота ему удалось высадиться на остров, доставить туда оружие и
провиант, но все попытки взять штурмом стену города, мужественно обороняемую
его защитниками, закончились для него неудачей.
Чтобы добиться наконец успеха и овладеть
Родосом, Деметрий приказал соорудить осадную башню невиданных размеров, самую
большую военную машину из всех известных доселе - так называемую „гелеполу",
передвижную башню для штурма крепостных стен. Это был настоящий монстр:
дубовая девятиэтажная башня высотой около 30 м, на колесах, с таранами и
катапультами, позволявшими метать камни весом до центнера на расстояние в
несколько сот метров. Чтобы привести такой гигант в движение, требовалось не
менее 3400 воинов. С верхних этажей башни целый отряд лучников обрушивал на
врага град стрел. Наверху имелись также перекидные мосты, которые опускали на
городскую стену, чтобы перейти на нее. Для защиты башни от зажигательных стрел
использовались звериные шкуры, которые были подвешены на решетке из сплетенных
прутьев и постоянно смачивались водой.
Первая же атака этого монстра принесла
успех. Башня подошла к стене и пробила в ней глубокую брешь. Но вместо того,
чтобы закрепить успех, дальнейшее наступление и взятие города было отложено до
утра. Когда родосцы увидели это исчадие ада, неумолимо приближающееся к стене
города, они пали на колени и стали взывать к Гелиосу, богу солнца и покровителю
их города. Они поклялись воздвигнуть ему статую, которая будет выше гелеполы,
если он спасет их от поражения.
гелепола
И Гелиос помог. Он подсказал идею:
вырыть за стеной перед осадной башней глубокую яму, замаскировав ее сверху
ветками и землей. Все случилось так, как и предполагалось. Когда на следующее
утро гелепола подвинулась еще на метр вперед, передние колеса башни попали в
яму, и она не смогла больше двигаться. И брешь, которую пробила машина, оказалась
закрытой ею же самой. После такой неудачи Деметрий снял осаду города. Он
заключил с Родосом мирный договор и покинул остров. А родосцы, верные своей
клятве, начали сооружать статую Гелиоса.
Поскольку каких-либо достоверных сведений
о Колоссе Родосском нет, существуют различные попытки реконструкции этой
огромной статуи бога солнца. По современным предположениям, статуя Гелиоса
была установлена где-то в городе, а не стояла с широко расставленными ногами
над входом в гавань, как это изображено на гравюре неизвестного художника.
305 год до Р. Хр.
Путаница и ошибки в истории.
А теперь представим себе медно-красного
гиганта, высотой в тридцать пять или сорок метров, который держит над головой
чашу с раскаленным углем и стоит, широко расставив ноги, у входа (ширина
которого 300 метров) в порт. Немыслимо? Таково одно из описаний Колосса. Таким
изображает его в XVI веке, причем совершенно всерьез, голландец Мартин ван
Хеемскерк.
Представим себе и статую в сорок пять
метров, стоящую на пьедестале посреди города Родоса, на холме, где позже была
построена часовня святого Иоанна Колосского. Это другое описание Колосса.
И вот третье описание Колосса, где
говорится, что император Нерон повелел перенести статую с одного места на
другое, убрать голову Колосса и взамен укрепить его собственную, императорскую,
отлитую в бронзе. И что после него это повторил император Коммод. И этому
рассказу верили довольно долго, тем более что о том написали три римских
историка, да к тому же Нерон был способен на всякое. (Ведь приписывали же ему,
что он приказал поджечь Рим, чтобы обрести вдохновение для своей поэмы о
горящей Трое.) Но этот факт не доказан. Родос и в самом деле был близок Нерону,
там он провел свою молодость, там начал свою карьеру. Только Родоса не
коснулся приказ Нерона, согласно которому в Рим должны быть переправлены все
скульптуры, обладающие художественной ценностью. Наконец, в XIX веке выяснилось,
что все три автора имели в виду совсем другой Колосс, почти тридцати метров
высотой, которого изваял скульптор Зенодор, придав ему сходство с Нероном.
Скульптура, отлитая из бронзы и позолоченная, стояла вблизи римского Колизея.
После смерти Нерона ее объявили статуей бога Гелиоса.
Описание фигуры.
Согласно Филону, описание которого
(составленное, очевидно, по источникам, ныне уже утраченным) считается наиболее
достоверным, Колосс представлял собой мужскую фигуру, непринужденно стоящую на
пьедестале из белого сверкающего мрамора, к которому для устойчивости были
прикреплены его ступни такого размера, что уже «сами по себе превышали многие
статуи». В вытянутой руке он держал факел. Когда его зажигали, то и ночью и
днем он служил маяком. Вероятно, этот Колосс и изображен на лицевой стороне
родосской тетрадрахмы середины III века до н. э. (на оборотной стороне монеты—
роза, герб Родоса). Скорее всего, Колосс стоял в конце нынешнего мола, к
которому мы пристали сразу по прибытии в Родос.
Читать далее>>>
|