Отдохни!!! |
Онлайн игры на телефон
|
Присоединяйся |
|
|
Чичен-Ица (Продолжение 3)
И
действительно, все эти несвойственные искусству майя черты присущи аналогичным
находкам, сделанным археологами среди древних руин долины Мехико и соседних с
ней областей. Наличию их в Чичен-Ице можно дать лишь одно объяснение: они —
неизгладимый след иностранного вторжения. Наиболее воинственные и кровожадные
племена Мексики сломили сопротивление жителей города и насадили там ростки
совершенно иной культуры. На одной из фресок Храма Ягуаров изображена сцена
битвы между майя — защитниками города — и ордами воинов, одежда и оружие
которые напоминают изображения на застывших каменных фигурах, найденных в
зданиях Чичен-Ицы.
Здесь
впервые за всю историю искусства майя они показаны побежденными.
Сейчас
загадка Чичен-Ицы начинает постепенно проясняться. Различные туземные хроники,
написанные уже после прихода испанцев, сообщают о той большой роли, которую
сыграло в течение последних столетий истории майя таинственное племя ицев. Из
книг Чилам Балам нам известны подробные описания этих чужеземцев и той
великолепной столицы, которую они основали в Чичен-Ице после своего прибытия из
Мексики на Юкатан. История епископа Ланды также содержит яркое описание
появления ицев, основанное на сообщениях индейцев. Кроме того, в этих
исторических документах говорится о том, что ицы первоначально пришли из
далекого Толлана и что создателями этого города были тольтеки.
Храм
воинов
Одним
из наиболее выдающихся памятников тольтекской культуры в Чичен-Ице является так
называемый Храм Воинов. Когда в 1925 г. экспедиция Института Кар-неги
приступила к раскопкам огромного холма, под которым он был скрыт, то лишь
размеры холма и огромное количество обломков говорили о том, что на северной
площади города, напротив величественного Храма Кукулькана, стояло когда-то
великолепное здание. У подножья его едва заметных развалин находились остатки
десятков квадратных колонн, которые образовывали в прошлом внушительную
колоннаду вдоль фасада ступенчатого храма. Почти все колонны украшены полу
стёршимися от времени рельефными изображениями воинов ицев.
Под
умелым руководством начальника экспедиции Ерла Морриса группа рабочих-индейцев
приступила к раскопкам и реставрации разрушенного храма, чтобы восстановить его
первоначальное великолепие. Когда работа значительно продвинулась, удалось
найти более красноречивые следы деятельности ицев — разбитую статую Чакмоола, несколько
фигур «атлантов» и обломки огромных колонн в виде пернатых змеев, которые
стояли первоначально по обеим сторонам входа в храм. После нескольких сезонов
раскопок из груды обломков стали постепенно проступать первоначальные изящество
и красота Храма Воинов. Его по праву можно назвать шедевром древнеамериканской
архитектуры. У него угловатые, строгие линии, а его эффектная конструкция носит
явные следы влияния тольтеков. Большие участки его белых известняковых стен
украшены панелями с рельефными изображениями масок, змей, стервятников и
ягуаров. Пропорции этих рельефов выдержаны в строгом соответствии с другими
декоративными элементами здания. В центральной части храма археологи обнаружили
внутреннюю комнату с настенными росписями. Там же находилось четыре колонны с
изображениями воинов. Но этот маленький «внутренний храм» скрывал еще более
поразительную находку. Моррис исследовал в различных частях здания несколько
алтарей в надежде найти ритуальные предметы, спрятанные там жрецами. Но все его
поиски оказались напрасными. Наконец, он решил осмотреть ту часть «внутреннего
храма», где стоял когда-то еще один алтарь. Предварительное обстукивание
помогло обнаружить, что под полом храма пустота. Моррис быстро прорубил прямо
над ней небольшое отверстие. «Я засунул пальцы в дыру,— пишет он,— и поднял
каменную крышку. На дне цилиндрического тайника, который она закрывала, блеснул
полированный нефрит». В тот же день Моррис возвратился к месту своей находки в
сопровождении Силь-вануса Морли и других сотрудников Института Карнеги.
«В
центре круглой выемки,— вспоминает он,— лежал нефритовый шарик, покрывшийся
тонким слоем известковой пыли, накопившейся в тайнике за много столетий. Кроме
шарика, там находилась нефритовая пластинка неправильной формы. Ее внешнюю
поверхность украшало резное изображение человеческого лица. По краям пластинки
лежало по маленькому нефритовому шарику и множество разбросанных в беспорядке
бус, сделанных из раковин. Таково было, на первый взгляд, содержание тайника. В
каменной чаше лежала великолепная пластинка около девяти дюймов в диаметре.
|