глубине
нишами в восточных гранях. Сводчатый подклет, составленный из массивных
оснований для каждого храма с камерами внутри и объединяющих коридоров, снаружи
оформлен в соответствии с богатым внешним обликом здания: тонко профилированы
цоколь и ниши в стенах, члененные пилястрами; помещения подклета, предназначенные
для хранения государственной казны, перекрыты сводами и лишены декоративного
убранства. В подклет ведет внутристенная лестница, расположенная в
северо-восточном углу главного храма.
Уникальность
структуры здания, выделяющая его в ряду каменных столпообразных храмов XVI
века, побуждала исследователей искать причины появления такого феномена. Многие
из них, начиная с И. Е. Забелина, выводили архитектуру Покровского собора из
композиций деревянных храмов, численно преобладавших в допетровской Руси. Влиянием
деревянной архитектуры объяснялись общая компоновка здания, граненый абрис
апсид, декоративные «щипцы» («стрелы»), украшающие восьмерики, и наружная
обработка ребер нижних ярусов восьмигранных башен в виде рельефных кругов,
передающих в камне формы торцов бревенчатого сруба «в обло». Однако в целом
решение образа храма и его декора, вероятнее всего, результат сложного
взаимовлияния обеих ветвей древнерусской архитектуры: и деревянной и каменной.
В
системе кокошников и машикулей, филенчатой обработке граней, в чистоте обломов
карнизов, цоколей и тяг, обрамлений круглых окон и форме порталов, завершенных
полуциркульными архивольтами, заметна прямая связь с предшествующим периодом
каменного русского зодчества. И не только с ближайшими по времени произведениями,
но и с возникшими на рубеже XV—XVI веков под влиянием мастеров итальянского
Возрождения. Обращает на себя внимание прием кладки куполов, который, как
считают, выработан итальянцами. Здесь конструктивная по своей сути система
сходящихся к центру изогнутых линий кирпичей, поставленных «на угол», образует
видимый снизу четкий динамичный узор. Собору присуще единство мотивов в системе
архитектурного оформления фасадов и интерьеров. Правда, наружный декор столпов
богаче деталями, но сходство основного приема очевидно: уступчатые ниши-филенки
в обработке граней, полуколонки либо пилястры, отмечающие углы внутри и ребра
снаружи, близость в решении внутренних и внешних тяг и карнизов — все
направлено на выявление конструктивной сущности здания.
Строительство
храма велось всего 6 лет и только в теплое время года. В летописи содержится
описание "чудесного" обретения мастерами девятого, южного престола,
после того, как все сооружение было практически завершено. Однако четкая
симметрия, присущая собору, убеждает в том, что у зодчих изначально было
представление о композиционном строении будущего храма: предполагалось
поставить восемь приделов вокруг центральной девятой церкви. Храм строили из
кирпича, а фундамент, цоколь и некоторые элементы декора были выполнены из
белого камня.
Уже
к осени 1559 г. собор был в основном завершен. В праздник Покрова Богоматери
освятили все церкви, за исключением центральной, так как "большая церковь
средняя Покров того году не совершена".
Освящение
Покровской церкви и, соответственно, всего собора произошло 12 июля (29 июня по
старому стилю) 1561 года. Освящал храм митрополит Макарий.
Каждая
церковь собора получила свое посвящение. Восточная церковь была освящена во имя
Святой Живоначальной Троицы. Исследователи до сих пор ищут ответ, почему эта
церковь получила свое название. Существует несколько гипотез. Известно, что в
честь "Святой Живоначальной Троицы"
в 1553 г. был основан монастырь в покоренной Казани. Предполагают также,
что на месте Покровского собора первоначально стояла деревянная Троицкая
церковь, давшая наименование одному из приделов будущего храма.
Четыре
боковых придела освящены в честь святых, в дни памяти которых совершались
важнейшие события Казанского похода: Киприана и Иустины (2 (15) октября – в
этот день завершился штурм Казани), Григория, просветителя Великой Армении (в
день его памяти 30 сентября (13 октября) произошел взрыв Арской башни г.
Казани), Александра Свирского (в день его памяти 30 августа (12 сентября) была
одержана победа над войском царевича Епанчи, спешившего из Крыма на помощь
татарам), Трех Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового
(поминаемых также 30 августа).
Еще
три придела посвящены Николаю Великорецкому, Варлааму Хутынскому и празднику
Входа Господня в Иерусалим. Центральный престол назван в честь Покрова
Богородицы, так как 1(14) октября в день этого праздника, символизировавшего
заступничество Матери Божией за христианский род, начался главный штурм Казани.
По наименованию центральной церкви и был назван весь собор.
Читать далее>>>