Донателло (Donatello) (наст. имя Донато ди
Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (ок. 1386-1466),
итальянский скульптор. Представитель флорентийской школы Раннего Возрождения.
Развивал демократические традиции культуры Флоренции. Осмысливая опыт античного
искусства, создал классические формы и виды ренессансной скульптуры: новый тип
круглой статуи и скульптурной группы («Св. Георгий», 1416, «Давид», 1430,
«Юдифь и Олоферн», 1456-57), монументального конного памятника («Гаттамелата» в
Падуе, 1447-53), живописного рельефа (алтарь церкви Сант-Антонио в Падуе,
1446-50), величественного надгробия (гробница антипапы Иоанна XXIII во
флорентийском баптистерии, 1425-1427).
Статуя святого Георгия
Родился
во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. В
1403-1407 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового
литья. Большое влияние на творчество Донателло
оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. Гиберти и Бруннелески на всю жизнь
остались самыми близкими друзьями скульптора. Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком
чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе;
никогда не придавал никакой цены деньгам...».
Ранний
период творчества
Деятельность
Донателло в 1410-е годы связана с коммунальными
заказами по украшению общественных построек Флоренции. Для украшения фасада
здания Ор Сан Микеле Донателло выполняет статуи
Св. Марка (1411-1413) и Св. Георгия (1415-1417). В 1415 заканчивает статую св.
Иоанна Евангелиста для фасада флорентинского собора. В 1415 строительная
комиссия флорентинского собора для украшения кампанилы заказала Донателло статуи пророков, над созданием которых
мастер трудился на протяжении почти двадцати лет (1416-1435; пять статуй — в
Музее Собора). Статуи пророков и «Давид» (ок. 1430-1432) еще во многом связаны
с позднеготической традицией: фигуры подчинены отвлеченному декоративному
ритму, лица трактованы идеально однообразно, тела скрыты за тяжелыми складками
одеяний. Однако уже в них Донателло ставит своей
задачей воспроизвести новый идеал эпохи — индивидуальную героическую личность
(особенно — св. Марк, 1412; св. Георгий, 1415, Аввакум, так называемый Цукконе,
и Иеремия, 1423-1426): формы постепенно приобретают пластическую ясность,
объемы становятся цельными, типовое выражение лиц сменяется портретностью,
складки одеяний естественно облекают тело и вторят его изгибам и движению.
Статуя святого Марка
В
содружестве с архитектором Бартоломмео ди Микелоццо в 1425-1427 Донателло создает гробницу папы Иоанна XXIII во
флорентийском соборе Санта-Мария-дель-Фьоре (Донателло выполнил лишь
лежащую фигуру папы), ставшую классическим образцом для всех позднейших гробниц
эпохи Возрождения, призванных увековечить славу умершего. С создания гробницы
Иоанна XXIII начинается длительное сотрудничество Донателло
и Микелоццо.
Гробница антипапы Иоанна XXIII
В
начале 1420-х годов Донателло обратился к
технике литья из бронзы. Первая его работа в этом материале — статуя св.
Людовика Тулузского, заказанная ему советом гвельфской партии в 1422 для
украшения одной из ниш в Ор Сан Микеле (впоследствии перенесена в Санта-Кроче,
ныне хранится в музее при церкви) — один из самых прекрасных памятников, в
которых отразилось ренессансное понимание святости как личного подвига.
Вершина
творчества Донателло в технике бронзы — статуя
Давида (ок. 1430-1432, Музей Барджелло, Флоренция). «Давид» впервые упоминается
в документах 1469 (в то время он стоял на колонне посреди двора Палаццо Медичи
во Флоренции), после изгнания Медичи в 1495 статуя была перенесена во двор
Синьории и стала своеобразным символом Флоренции и ее борьбы за независимость и
свободу. В отличие от средневековой скульптуры статуя рассчитана на круговой
обход, новаторским было также обращение скульптора к теме наготы: впервые после
эпохи Средневековья нагое тело было изображено в таком крупном масштабе и столь
реалистично. Среди других работ Донателло 1410 —
начала 1420-х годов — деревянное распятие из церкви Санта-Кроче во Флоренции
(ок. 1410), высеченная из песчаника фигура льва, так называемый Мардзокко,—
эмблема Флоренции (1418-1420, Национальный музей, Флоренция), бронзовый
реликварий Сан Россоре для церкви Оньисанти (1427, Национальный музей, Пиза),
бронзовая статуэтка из Национального музея во Флоренции (так называемая «Аттис
Аморино»; ок. 1440, по-видимому, являющаяся изображением Приапа, античного
божества плодородия).
Статуя Давида
Революционными
были опыты Донателло в технике рельефа.
Стремление к реалистической передаче зрительно убедительного иллюзорного
пространства приводит его к созданию «rilievo schiacciato» (сплющенного
рельефа), в котором впечатление глубины достигается за счет градации объемов.
Использование принципов прямой перспективы усиливает иллюзию пространственности
— скульптор, «рисуя» резцом, уподобляется живописцу, пишущему картину («Битва
Георгия с драконом», ок. 1417, Музей Барджелло; «Мадонна Пацци», ок. 1422,
Берлин-Далем; «Пир Ирода» для купели Сиенского баптистерия, ок. 1425;
«Вознесение Марии», ок. 1427-1428, церковь Сант Анджело а Нило в Неаполе;
«Вознесение Христа и передача ключей апостолу Петру», 1428-1430, Музей Виктории
и Альберта, Лондон). В «живописных» рельефах Донателло
архитектурный фон изображен по правилам прямой перспективы с единой точкой
схода линий. Мастеру удается создать несколько пространственных зон, где
находятся персонажи; ощущение пространственности усилено за счет тонкой
градации объемов фигур персонажей и иллюзорной архитектуры — более пластичных,
объемных на первом плане, и графично трактованных, выполненных в технике
«relievo schiacciato» — на втором.
Второй
флорентинский период
С
августа 1432 по май 1433 Донателло находится в
Риме, где вместе со своим другом Брунеллески занимается обмером римских
памятников, изучает памятники античной скульптуры (по легенде, местные жители
считали их кладоискателями). Отражением этих римских впечатлений являются: выполненный
по заказу папы Евгения IV табернакль для Капеллы дель Сакраменто (ныне в соборе
св. Петра в Риме), «Благовещение» (так называемый Алтарь Кавальканти,
Флоренция, церковь Санта-Кроче), выдающееся спокойным ритмом своих простых
обобщенных линий и совершенно античной ясностью и красотой ликов, певческая
трибуна флорентийского собора (1433-1440) и наружная кафедра собора в Прато
(1434-1438), украшенные рельефами пляшущих и играющих на различных музыкальных
инструментах полунагих путти, похожих на античных амуров.
Подлинной
«классичности» достигает Донателло в созданном
по возвращении из Рима рельефе на сюжет «Пир Ирода» (ок. 1435, Музей Викар,
Лилль), где в сложном пространственном построении, в разнообразии сочетаний
арок, портиков и архитектурных украшений отразились впечатления от архитектуры
Брунеллески и Л. Б. Альберти.
Около
1440 Донателло создает восемь медальонов и
бронзовые двери для Старой сакристии Сан-Лоренцо во Флоренции (1435-1443). В
четырех вылепленных из стука рельефах («Видение Иоанна на острове Патмос»,
«Воскрешение Друзианы», «Освобождение из котла с кипящим маслом», «Вознесение
на небо») скульптор достигает поразительной свободы в изображении огромных
зданий, интерьеров и фигур людей. Сложное движение масс фигур, их глубокий
взволнованный пафос, динамические, напряженные композиции, обострение
психологических характеристик — вместо простых обобщенных линий, пластической
ясности и чистоты рисунка — говорят о смене в 1440-е годы манеры мастера.
Падуанский
период
С
отъездом Донателло в 1443 в Падую начинается
следующий период его творчества. В Падуе он выполняет конную статую
венецианского кондотьера Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата (Черная
кошка) (отлита в 1447, установлена в 1453). Образцом для Донателло послужил римский памятник Марку Аврелию:
кондотьер изображен сидящим в седле, в античных доспехах и с жезлом полководца
в руке. Поставленный на пересечении основных улиц, ведущих к соборной площади,
памятник виден прежде всего с боковой точки зрения. С помощью диагонали,
образуемой жезлом и мечом Гаттамелаты, и положением его рук Донателло объединил фигуры всадника и коня в единый
цельный силуэт. Облик героя отмечен благородством и сознанием собственного
достоинства (virtu) — впервые со времен Средневековья человек удостаивался
памятника за свои личные заслуги и воинскую доблесть.
Помимо
статуи Гаттамелаты, Донателло выполняет в Падуе
скульптурный алтарь св. Антония Падуанского (установлен 13 июня 1450) и четыре
рельефа со сценами из жизни этого святого (1446-1448). Огромный (длиной около 5
м) алтарь был дважды перестроен в 16 и 17 вв.; о его первоначальном виде можно
судить лишь по реконструкции. Фигура Марии с младенцем в окружении шести святых
(Франциска, Антония, Даниила и Юстины, Проздоцима и Людовика) составляли
монументальную группу в пространстве церкви. Рельефы из жизни св. Антония в
падуанском соборе («Чудо с ослом», «Чудо с говорящим младенцем», «Чудесное
исцеление гневного сына», «Чудо с сердцем скупца») — вершина творчества Донателло в области «живописного» рельефа. Фоном для
чудес святого служит грандиозная архитектура, организующая и упорядочивающая
действие; массовые сцены полны драматизма.
В
последние годы своего пребывания в Падуе Донателло
мало работает и, по-видимому, тяжело болеет. В 1453 он возвращается во
Флоренцию, где и живет, за исключением кратковременной поездки в Сиену в 1457,
до самой своей смерти в 1466.
Поздний
флорентинский период
Позднее
творчество Донателло содержит немало проблем;
подчас говорят об «упадке» мастерства или возвращении к готическим приемам и
нарастании духовной экспрессии. В скульптуре Донателло
в 1450-х — начале 1460-х годов — в деревянной статуе Марии Магдалины
(Баптистерий, Флоренция), в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (ок. 1456-1457,
Площадь Синьории, Флоренция), статуе Иоанна Крестителя (1451, Санта-Мария деи
Фрари), в рельефах на темы Страстей и Воскресения Христа двух кафедр
(«Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Воскресение», «Мария у
Гроба Господня» и др.) в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1460-е годы) — преобладает
трагическая тема, натурализм исполнения граничит с духовным надломом. Ряд
композиций были закончены уже учениками Донателло,
Беллаго и Бертольдо, после его смерти.
Значение
искусства Донателло
В
истории ренессансной пластики Донателло был
центральной фигурой. Он первым взялся за систематическое изучение механизма
движений человеческого тела, первым дал изображение сложного массового
действия, первым стал трактовать одеяние в тесной связи с движением и пластикой
тела, первым поставил себе задачу выразить в скульптуре индивидуальный портрет,
заострил внимание на психической жизни изображаемых им персонажей.
Донателло являлся смелым реформатором в технике:
довел моделировку мрамора и бронзовое литье до исключительного совершенства,
извлекая из камня и металла тончайшие живописные эффекты. Применяемая им
раскраска легла в основу флорентийской полихромной терракотовой пластики (семья
Делла Роббиа), а разработанный им живописный трехпланный рельеф, базирующийся
на точном знании перспективы и на виртуозной градации объемов, указал пути
дальнейшего развития не только скульптуре, но и живописи.