Отдохни!!! |
Онлайн игры на телефон
|
Присоединяйся |
|
|
Тадж-Махал
Тадж-Махал
— мавзолей-мечеть, находящийся в Агре, Индия, на берегу реки Джамна
(архитекторы, вероятно, Устад-Иса и др.). Построен по приказу потомка Тамерлана
— императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей
при родах (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан).
История
создания
Сооружение
этого мавзолея обошлось в пять миллионов рупий. Это прекраснейший цветок
могольского искусства, самый великолепный в мире памятник супружеской любви, согласия
и верности. Местные жители хранят легенду, будто безутешный падишах во время
сна был вознесен в райскую обитель Магомета, где он встретился с Аллахом, поведал
о своем горе и получил от Всевышнего в утешение план одного из его дворцов. По
этому плану и был выстроен Тадж-Махал. По своей красоте, великолепию, богатству
украшений, изысканности, единству замысла и мастерству исполнения Тадж-Махал
справедливо считается одним из чудес света.
В
этом творении, где строительное мастерство находится на грани искусства, проявились
высшие художественные достоинства, незаурядная научная мысль, технические
навыки, великолепный замысел и чувственное обаяние. Перси Браун в своих трудах
справедливо отмечал, что этот памятник, несомненно, знаменует завершение
развития архитектуры в период Моголов. Мнение о том, что проект Тадж-Махала
принадлежит европейскому архитектору, не обосновано сколько-нибудь убедительно.
В. Смит в своей «Истории изящного искусства Индии и Цейлона» считает, что Тадж-Махал
– «продукт соединения европейского и азиатского гения». Но это ошибочная точка
зрения.
Хэйвелл
и Перси Браун высказывают мнение, что Тадж-Махал – целиком творение могольской
архитектуры и логическое завершение ее развития. Ученые приводят веские
доказательства в пользу того, что Тадж-Махал – продукт именно индийского
архитектора-гения. Когда Шах-Джахан был у власти, он старался продолжать
политику своего деда Акбара. Падишах хотел поддерживать мир с индусами, сохранять
союз с раджпутскими раджами и не признавал абсолютного превосходства ислама.
На
протяжение всего времени его правления индусы, христиане, сикхи и мусульмане
мирно сосуществовали друг с другом. Старший сын Шах-Джахана, Дара-Шукох, собирался
продолжать эту политику, но мусульманская знать и муллы стеной стояли за
четвертого по старшинству сына Шах-Джахана, Аурангзеба.
После
смерти императора Шах-Джахана искусство пришло в упадок, так как Аурангзеб, не
покровительствовал ему. Аурангзеб предпочитал разрушать индусские храмы, нежели
сооружать свои собственные великолепные здания.
Тадж-Махал
считается лучшим примером архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе
элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. В 1983 году
Тадж-Махал был назван объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО: «жемчужиной
мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия,
которым восхищаются во всём мире».
Несмотря
на то, что белый мраморный купол мавзолея является наиболее известным
компонентом, Тадж-Махал — это структурно интегрированный комплекс. Здание
начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653 году, работали 20 тысяч
ремесленников и мастеров. Руководство строительством Тадж-Махала было
возложено на Совет архитекторов под имперским контролем, включая Дешенов-Ану,
Макрамат Хана и Устад Ахмад Лахаури. Главным дизайнером обычно считают Лахаури.
По другой версии, наиболее популярной среди гидов Тадж Махала, одним из главных
архитекторов был турок Иса Мухаммед Эфенди.
Внутри
мавзолея расположены две гробницы — шаха и его жены. На самом деле, место их
захоронения находится там же, где и гробницы, но под землёй. Время
строительства относится примерно к 1630—1652 годам. Тадж-Махал представляет
собой пятикупольное сооружение высотой 74 м на платформе, с 4 минаретами по
углам (они слегка наклонены в сторону от усыпальницы для того, чтобы в случае
разрушения не повредить её), к которому примыкает сад с фонтанами и бассейном.
Стены
выложены из полированного полупрозрачного мрамора (привозившегося на
строительство за 300 км) с инкрустацией из самоцветов. Были использованы
бирюза, агат, малахит, сердолик и др. Мрамор имеет такую особенность, что при
ярком дневном свете он выглядит белым, на заре розовым, а в лунную ночь —
серебристым. Для
основного здания мрамор везли из Джодхпура, бирюзу из Тибета, малахит из
России, сердолик из Багдада, кварц из Гималаев, перламутр с берегов Индийского
Океана. Тадж
Махал установлен на высоком подиуме (=6,6м) и покрывает область равную 93,9
квадратных метров. Угловые минареты достигают в высоту 41,1 метр. Главная
структура – 62 метра с каждой стороны. В контраст с мерцающим белым мрамором у
мавзолея есть пара зданий из красного песчаника, они обрамляют мавзолей на
западе (мечеть) и на востоке (небольшой музей) и были построены, чтобы
завершить симметричность всей сцены. Водный тротуар и фонтаны присоединяются к
воротам и мавзолей в изящной симметрии.
В
Тадж-Махале есть много существенных и диковинных элементов, которые не знало
строительство домов и дворцов того времени.
Поразительно изящная каменная инкрустация (пьетра дура или «parchin
kari», как называют в Южной Азии это декоративное искусство) украшающая многие
поверхности архитектурного памятника. Техника, при которой кусочки цветных
камней (мрамор, драгоценные и полудрагоценные камни) тщательно полируют и
приспосабливают так, чтобы создать изображение, в данном случае три столпа
декоративного мусульманского искусства – сутры Корана, геометрические формы и
растительные мотивы. Все инкрустации так искусно соединены, что едва можно
обнаружить шов, даже при тщательном исследовании.
Мавзолей
имеет многочисленные символы, скрытые в его архитектуре и планировке. Так,
например, на воротах, через которые посетители Тадж-Махала заходят в парковый
комплекс, окружающий мавзолей, высечены четыре заключительных аята из 89-й суры
Корана «Заря» (Аль-Фаджр), обращённые к душе праведника.
Мумтаз Махал и Шах Джахан
Время
страшная сила
Недавно
в стенах Тадж Махала были обнаружены трещины. По мнению ученых, появление
трещин может быть связано с обмелением протекающей рядом реки Джамна.
Исчезновение реки приведет к изменению структуры почвы и оседанию мавзолея, а
может быть, даже к его разрушению. Также он начал терять свою легендарную
белизну из-за загрязнённого воздуха. Несмотря на расширяющуюся парковую зону
вокруг Тадж-Махала и закрытие ряда особенно грязных производств в Агре,
мавзолей всё равно желтеет. Его приходится регулярно чистить при помощи особой
белой глины.
Это любопытно
Во многих туристических
путеводителях говорится, что после свержения Шах-Джахан из окон темницы многие
годы до смерти печально любовался своим творением — Тадж-Махалом. Обычно в этих
историях упоминается Красный форт — дворец Шах-Джахана, построенный им в зените
правления, часть покоев которого сын Джахана и Мумтаз-Махал -Аурангзеб
превратил в роскошную тюрьму для отца. Однако здесь публикации путают делийский
Красный форт (в сотнях километров от Таджа) и Красный форт в Агре, также
построенный Великими Моголами, но раньше, и который действительно находится
рядом с Тадж-Махалом. Шах-Джахан, согласно индийским исследователям, содержался
в делийском Красном форте и оттуда не мог видеть Тадж-Махала.
Очень похожа на Тадж-Махал и по
могольскому происхождению и по внешнему виду гробница Хумаюна в Дели. Эта
усыпальница могольского императора также построена как знак великой любви —
только не мужа к жене, а жены к мужу. Несмотря на то, что гробница Хумаюна
построена раньше, и Джахан при строительстве своего шедевра ориентировался на
архитектурный опыт усыпальницы Хумаюна, она малоизвестна по сравнению с
Тадж-Махалом.
Гробница Итимад-Уд-Даула
(1622-1628) которую еще называют Мини Тадж находится в городе Агра. Архитектура
мавзолея напоминает уменьшенный в размерах Тадж Махал. Первое имя
Итимад-Уд-Даула было Мирза Гюяз Бег) и он был дедом Мумтаз Махал в честь
которой и был построен Тадж Махал. |