Отдохни!!! |
Онлайн игры на телефон
|
Присоединяйся |
|
|
Мавзолей в Галикарнасе
Реставрация мавзолея Примерно в
110 км южнее Эфеса с его четвертым чудом
света, на самой юго-западной оконечности Малой Азии, лежит небольшой турецкий
городок Бодрум. Две тысячи лет назад этот город назывался Галикарнас. Здесь
находилось пятое чудо света - мавзолей карийского царя Мавсола.
Как уже говорилось, в конце II тысячелетия до Р.
Хр. греки в поисках нового жизненного пространства начали заселять Малую Азию.
В это время возникли, в частности, такие города, как Эфес, Галикарнас и,
несколько дальше от побережья, Миласа. В 546 г. до Р. Хр. эти земли попали под
власть персидского царя Кира II. Огромная персидская держава простиралась от
Средиземного моря до Инда и от Черного моря до Индийского океана. Ее размеры
были слишком велики, чтобы можно было управлять ею из одного центра. Поэтому в
пределы Персидского царства входил целый ряд небольших государств со своими
царями, которые, хотя и подчинялись царю Персии, имели полную свободу действий
во всем, что не противоречило интересам персидского царя царей. Таких
царей-наместников называли сатрапами, а области, вверенные их управлению,
сатрапиями.
Одной из
сатрапий была Кария - прилегающая
к морю область на юго-западе Малой Азии. Около 400 г.
до Р. Хр. здесь правил Гекатомн, верный вассал
персидского царя Артаксеркса. Столицей его владений была Миласа, расположенная
в горах северо-восточнее Галикарнаса. Но эта столица не устраивала Гекатомна,
и он решил перенести ее в Галикарнас. Правда, Миласа лежала на пересечении
важных торговых путей, но Галикарнас имел две естественные гавани, защищенные
с моря островом, и в географическом отношении был очень удобен для судоходства
вдоль берегов Малой Азии. Чтобы превратить небольшой портовый город в царскую
резиденцию, Гекатомн затеял в нем обширное строительство, но до переезда в
новую столицу он не дожил. В 377 г. до Р. Хр. он скончался, и на трон вступил
его старший сын Мавсол.
Молодой
сатрап энергично продолжил начинания своего отца. Весь город, амфитеатром
поднимающийся от порта вверх по склонам гор, был окружен мощными укреплениями.
В центре города появилась большая агора - площадь для собраний. Над ней в
отдалении был выстроен храм бога войны Ареса. А между агорой и храмом, на
равном удалении от них, Мавсол решил воздвигнуть себе монументальное надгробие
- мавзолей, который бы своим названием и величественным видом служил вечным
напоминанием потомкам о его имени и славе.
Как и
большинство других персидских царей и сатрапов, Мавсол был страстным
поклонником греческого искусства и культуры. Создание проекта мавзолея он
поручил не местным архитекторам, а пригласил всех греческих мастеров
строительного искусства принять участие в специальном конкурсе.
Пожалуй, не
было ни одного известного греческого зодчего, который бы не попробовал свои
силы в этом художественном состязании. После того как в 404 г. до Р. Хр. спартанский
полководец Лисандр одержал победу над Афинами, установив господство Спарты над
всей Грецией, архитекторы и художники почти лишились заказов от эллинов.
Города и общины были слишком бедны, чтобы приглашать зодчих, ваятелей, золотых
дел мастеров и других художников и ремесленников, поэтому они были рады любому
заказу, даже если он поступал извне, от варваров.
Победителями
в конкурсе оказались Сатир и Пифей. Их проект выглядел следующим образом. На
пятиярусном основании площадью 33 х 39 м высился огромный куб длиной 27 м и
шириной 33 м. Общая высота основания и куба составляла 22 м. Над ними
располагалась собственно усыпальница, целлу окружало 39 одиннадцатиметровых
колонн. В виде крыши над колоннадой возвышалась 24-ступенчатая пирамида,
увенчанная мраморной квадригой - колесницей с четверкой запряженных в ряд
коней. Общая высота мавзолея была 49 м - с шестнадцатиэтажный дом.
Карийский царь Мавсол (умер в 352 г. до Р. Хр.). Статуя высотой 3,05 м была найдена среди развалин мавзолея. Ныне находится в
Британском музее в Лондоне.
Гробница
была очень необычна для того времени - можно сказать, что она коренным образом
ломала сложившуюся в Греции традицию. До этого в греческой архитектуре
господствовали горизонтальные линии, т.е. строения были вытянуты в ширину, а
мавзолей весь был устремлен вверх. К тому же у греков было принято предавать
земле своих умерших, даже самых знатных и почитаемых граждан. Мавсол же
пожелал, чтобы место его упокоения устремлялось к небесам, что, впрочем, за
тысячу лет до этого уже делали египтяне и персы, возводившие свои пирамиды и
величественные гробницы. Таким образом, архитектура галикарнасского мавзолея
соединила в себе особенности греческого, египетского и персидского стилей и
послужила образцом для аналогичных надгробных сооружений в будущем. С тех пор
немало выдающихся людей было погребено в подобных усыпальницах, которые по
имени их первостроителя получили название „мавзолей".
Первый в
мире мавзолей, ставший пятым чудом света, поражал не только своей необычной
конструкцией. Его фризы и барельефы, созданные выдающимися скульпторами,
представляли собой настоящие шедевры и изумляли своей красотой весь мир. На них
были изображены состязания на колесницах, битва амазонок, боги и другие
мифологические персонажи, причем мраморные фигуры были выполнены в лучших античных
традициях.
Однако
этими шедеврами сам Мавсол уже не смог полюбоваться. Он умер в 353 г. до Р.
Хр., когда гробница еще не была закончена. Его жена Артемизия в знак своей
безграничной любви к мужу довела строительство до конца.
Она была не
только женой, но и сестрой Мавсола. За обожаемого ею старшего брата она вышла
замуж еще в ранней юности. Тем самым Артемизия поступила в соответствии с обычаем
египетских фараонов, которые часто женились на своих сестрах, поскольку право
на получение наследства имели у них не сыновья, а старшая дочь.
Современники
отмечали, что решение царицы поставить памятник самой себе вряд ли понравилось
бы умершему царю.
Артемизия
тоже не дожила до окончания строительства мавзолея. Она умерла через два года
после смерти своего мужа и брата. Завершение строительных работ оказалось под
вопросом. Но тут инициативу взяли в свои руки скульпторы, архитекторы и
мастера, участвовавшие в строительстве. Такое уникальное произведение
искусства, решили они, не должно остаться незавершенным. Мавзолей сооружался
на века, поэтому его нужно было закончить и без заказчика. Вначале
действительно казалось, что он будет стоять вечно.
Голова коня из мраморной квадриги
на вершине мавзолея
Плиний Старший так описывает это
сооружение:
С юга и
севера протяжение его — по 63 фута, с лицевой и тыльной стороны — уже, общее
протяжение — 440 футов, в высоту оно достигает 25 локтей, опоясано 36
колоннами. Этот охват называли птерон. С востока рельефы сделал Скопас, с
севера — Бриаксид, с юга - Тимофей, с запада — Леохар. Ещё до того, как они
закончили работу, царица умерла. ...над птероном возвышается пирамида, по
высоте равная нижней части, суживаясь двадцатью четырьмя ступенями в
остроконечность меты. На вершине находится мраморная квадрига, которую создал
Пифей. Вместе с ней всё сооружение достигает в высоту 140 футов [46 м].
Гробница
Мавсола не пострадала, когда в 334 г. до Р. Хр. Александр Македонский взял
город в осаду и разрушил его. Устоял мавзолей и в других войнах. Но „веки
вечные" продолжались для него всего 1500 лет: в XII в.
после
Р. Хр. большая часть строения рухнула в результате землетрясения.
Триста лет
спустя крестоносцы использовали руины как каменоломню, когда возводили
укрепления для обороны от турок. В результате мавзолей был разобран до
основания.
В 1523 г.
войска турецкого султана Сулеймана Великолепного захватили Галикарнас. Место,
где когда-то возвышался мавзолей, теперь застраивалось домами для
завоевателей. В 1857 г. английские археологи выкупили двенадцать турецких
домов и извлекли из-под обломков то, что еще сохранилось от мавзолея, этого.
Находки археологов, живые свидетельства этой самоотверженной любви, занимают
теперь почетное место среди наиболее ценных экспонатов Британского музея в
Лондоне.
Семь Чудес Света Древнего Мира
|