Отдохни!!! |
Онлайн игры на телефон
|
Присоединяйся |
|
|
Колосс Родосский (Продолжение)
Творение Колосса. Филон предполагает, что у Хареса имелись помощники, что Колосс не был «творением одного человека», и подробно описывает, как его отливали. Сначала Харес «отлил и поставил ноги Колосса». Потом постепенно отливал остальные части тела, «соединяя их с теми, которые уже стояли». Статуя росла, и он «обкладывал ее вокруг массой глины и песка, закрывая таким образом законченную часть статуи, а потом засыпал еще и камнями, чтобы все держалось вместе». Вокруг каркаса построили насыпь в виде винтовой лестницы. Стоя на ней, мастера покрывали фигуру большими бронзовыми листами.
Строительство статуи В общем, Харес поступил так же, как при отливке нормальной статуи или колокола, только не опускал форму в землю, а обкладывал форму землей. Технически это возможно, хотя и — особенно учитывая высоту статуи — достаточно сложно. Если к тому же учесть, что бронза плавится при 900° С, медь при 1088° С, а железо от 1100 до 1250° С, можно представить, как было трудно поднимать расплавленный металл на такую высоту. Как пишет Филон, на изготовление всей статуи высотой в 70 локтей Харесу потребовалось « 500 талантов меди и 300 талантов железа», то есть приблизительно 30 тонн металла. (Это вес нормального танка, и его явно маловато для чуда света.) Может, Филон хотел сказать: «свыше 500 талантов меди и свыше 300 талантов железа»? Это звучало бы более правдоподобно, но у нас нет фактов для исправления текста Филона. Правда, Полибий, греческий историк, живший во II веке до н. э., свидетельствует, что египетский царь Птолемей III в 225 году до н. э. отправил на реставрацию Колосса 3000 талантов меди, то есть в три с лишним раза больше, чем, согласно Филону, пошло на изготовление статуи. Это любопытно. Для сравнения: высота памятника Бисмарку в Гамбурге - 15 м, а женской статуи Баварии в Мюнхене -16 м, высота памятника Арминию в Тевтобургском лесу без пьедестала до острия копья - 26 м, до султана на шлеме - 16,5 м, а статуя Свободы у входа в нью-йоркскую гавань выше статуи Гелиоса Родосского всего на 10 м. Каждый палец Гелиоса был выше взрослого человека, а его толщина была такой, что его не удалось бы обхватить двумя руками. Но в одном античные авторы единодушны: родосцы соорудили Колосс за счет военных трофеев, продав оружие и военное снаряжение, которые оставил на острове македонский царь Деметрий Полиоркет, вынужденный в 304 году до н. э. убраться с Родоса. (Родосцы якобы пустили перед крепостными стенами воду, и тяжелые осадные орудия врага завязли в грязи. Витрувий в связи с этим случаем пишет, что при обороне нужно иметь «не только военные орудия, но прежде всего хорошие идеи».) Интересно, что предложение поставить Колосс не встретило в родосском народном собрании единодушия; некоторые утверждали, что такая огромная и дорогая статуя ни к чему, другие — что Гелиос будет оскорблен, когда «напротив солнца взойдет новое солнце», и т. д. Были, разумеется, и пророчества, что такая большая статуя однажды наверняка рухнет и ее падение станет одновременно и падением Родоса. Правда, эти пророчества — как и все пророчества, которые исполнились,— появились в литературе уже после падения Колосса. Потому что, как известно, Колосс упал, хотя и не стоял на глиняных ногах. Сомнительные вопросы. Но когда все же его поставили? И как долго над ним работал Харес? На второй вопрос ответ известен — двенадцать лет. А на первый? Точно установлено (из разных литературных источников и из родосских надписей), что в 281 году до н. э. Колосс уже стоял. Из трудов Полибия нам известно, что в 225 году до н. э. его уже не было. Плиний в свою очередь отметил, какое время Колосс стоял. Согласно одной версии (36-я книга Плиния), он стоял LVI (56) лет, согласно другой — LXVI (66) лет. И наконец, нам известно, что Колосс рухнул «во время страшного землетрясения». Об этом землетрясении мы знаем, что оно началось в одну октябрьскую ночь. Сомнения лишь в том, в каком году до новой эры, 225-м или 223-м? Опираясь на эти данные, можно уже кое-что высчитать. Вероятнее всего, Харес из Линда стал работать над Колоссом после 303 года до н. э. и закончил в 291 году до н. э. Изображений Гелиоса не сохранилось даже на монетах, поэтому предоставление о его внешнем виде можно составить лишь по письменным источникам. По всей вероятности, он стоял обнаженным на пьедестале, приложив в задумчивости правую руку ко лбу или подняв вверх факел. Через левую руку у него было перекинуто покрывало. По другой версии, он имел стрелу в левой руке и лук через плечо. Достоверно лишь то, что лицо его и венчающий главу солнечный диск с семью лучами были покрыты золотом. Неизвестно также, где именно стояла гигантская статуя. Представление о том, что Гелиос стоял, широко расставив ноги, над входом в гавань, в свете последних данных кажется маловероятным. Сейчас полагают, что он был установлен в городе, а лицо его было обращено на восток, откуда бог солнца ежедневно начинал свой путь по небосводу. Статуя Гелиоса простояла не более 66 лет. В 224 г. до Р. Хр. она рухнула в результате сильного землетрясения. При этом, по-видимому, пострадали стоявшие поблизости дома. Рухнувшая статуя пролежала никем не потревоженная почти 900 лет, так как существовало предсказание оракула, что на Родос обрушатся несчастья, если статуя будет установлена вновь. Куда менее почтительно обошлись с поверженным греческим богом арабы, завоевавшие Родос в 653 г. после Р. Хр. Они разобрали бронзовую облицовку статуи и на 900 верблюдах переправили ее в Эдессу, древний город на севере Месопотамии. Там бронзу переплавили. До наших дней дожило лишь его название - „колосс". Греческое слово „colossos" первоначально обозначало статую вообще. И только благодаря воздвигнутой на Родосе гигантской статуе Гелиоса оно получило то значение, которое известно нам до сих пор: колосс - статуя громадных размеров или просто исполин. Возрождение Колосса Родосского. В ноябре 2008 года было объявлено о намерении реконструировать статую в виде светотехнической инсталляции. По словам руководителей проекта, конструкция будет в несколько раз выше своего оригинала — от 60 до 100 метров. Бюджет проекта оценивается в 200 миллионов евро, которые будут выручены у международных спонсоров, а также из личных средств немецкого деятеля искусств Герта Хофа (Gert Hof). Семь Чудес Света Древнего Мира |