Мемориал
на Мамаевом кургане имел колоссальное влияние на развитие советской, а затем и
российской монументальной школы (, ансамбль формировал эстетические
вкусы не одного поколения... С самого начала предполагалось, что комплекс будет
иметь культовое значение для всей страны - это совсем не городской мемориал,
рассчитанный на память местных жителей, а ансамбль государственного значения -
что в целом соответствует важности Сталинградской битвы - поворотной точки
войны на восточном фронте и, возможно, Второй мировой войны в целом.
С
учётом значимости монумента важно посмотреть на основные черты его
композиционной организации.
Комплекс
отсылает к двум важным аутентичным пространствам – во-первых, это само место,
где проходили бои; кроме того, посетитель неизбежно сталкивается с
символическим пространством памяти о конкретных людях, павших здесь. Комплекс
включает в себя и так или иначе работает с собственно именами погибших военных
(имена даны избирательно – ими представлена только советская сторона). Оба эти
источника имеют огромный потенциал, и оба они так или иначе обыгрываются в композиции
комплекса (зал Воинской славы с именами солдат и офицеров, стены-руины,
изображающие сцены уличных боёв, а также символизирующие дома, служившие
рубежами для сражавшихся здесь).
"Героям
Сталинградской битвы" создавался в ту эпоху, когда его посетителям не
нужно было пояснять и рассказывать, что такое война - ансамбль вписывался в
комплекс актуальных воспоминаний, свидетельств... Это значит, что
многочисленные символы, которые являются основным архитектурным приёмом
композиции, взаимодействовали с живой памятью целого поколения ветеранов, их
современников и детей. Скульптуры, символизирующие воинский подвиг (боец,
принимающий знамя из рук павшего товарища, санитарка, выносящая раненого с поля
боя…) могли вызывать ассоциации с конкретными событиями... Само пространство
кургана как места сложнейшей и тяжелейшей военной операции настраивает
посетителя на особый лад, здесь уместно только уважение к памяти около полутора
миллиона людей, отдавших свои жизни за свободу родины. Именно здесь произошло
одно из крупнейших событий в мировой истории (около 3 млн убитых с обеих
сторон, 200 дней уличных боёв). Естественно, что для увековечения подобного
беспрецедентного события авторами были выбраны особые формы.
Но
всё же... сложно спорить с тем, что волгоградский ансамбль стал одной из скреп
мифологического понимания истории. Ключевые идеи, артикулируемые монументальным
комплексом - героизм, мужество, самопожертвование, слава... - всё предельно
обобщено и избавлено от конкретности. Скульптуры мемориала предлагают визуальные
примеры для таких понятий, как подвиг, скорбь, славная память. Получается, что
из места памяти был исключён человек - посетитель находится в героическом
пантеоне, где нет описаний конкретных случаев, личных рассказов и свидетельств,
которые позволили бы конкретизировать произошедшее (нет, например, информации о
работе жителей города - включая женщин и детей - в строительстве
фортификационных сооружений и работе на военных заводах, нет истории пленных и
т.д.).
В
архитектурной организации мемориала можно выделить и другие символические
приемы. Например, специально создаются природные участки, такие как "Аллея
тополей" – деревья ассоциируются с мирной жизнью нового послевоенного
поколения, маркируют движение времени. Или вода – символ жизни, Волги (оба этих
значения упоминаются в большинстве текстов, посвященных Мамаеву кургану). Кроме
того, искусственные природные бассейны, отражающие архитектуру и памятники,
создают медитативную атмосферу, сосредотачивают посетителя на мемориале (кстати
говоря, создание водных бассейнов внутри мемориального пространства было
новаторским приёмом в советском монументальном искусстве). Небо и высота - с
открытого пространства кургана открывается вид на город - ассоциируются с
вечностью.
К
приёмам, замедляющим движение посетителя, можно отнести разного рода
переходы, лестницы, ведущие посетителя к новым визуальным образам, требующим
созерцания и изучения.
Символическое
значение имеют и числа – например, к скульптуре Родины-матери ведут двести
ступеней (именно столько дней продолжалась битва за город); зал Славы
перечисляет всех героев Сталинграда.
Архитектурные
части ансамбля подсказывают и одновременно ограничивают комплекс чувств и
переживаний, которые следует испытывать по отношению к войне – площадь Стоявших
насмерть вызывает уважение к мужеству участников; монументальный рельеф
подчеркивает идею памяти и преемственности поколений, выражает мысли о славе
героев Сталинграда – это же представление транслирует Зал воинской славы;
Площадь Скорби напоминает о человеческих потерях; Площадь Героев, помимо уже
обозначенных мотивов, вызывает неприятие и ненависть по отношению к фашизму;
главный монумент подчиняет весь мемориальный комплекс идее служения родине,
своей стране, за которую не жаль положить собственную жизнь.
С
одной стороны, волгоградский мемориал был созвучен умонастроениям свидетелей
войны, а также первого послевоенного поколения, но он же во многом создал и
определил если не комплекс мифов о Великой Отечественной, то уж точно -
совокупность мемориальных практик по отношению к этой войне – что и каким
образом должно вспоминаться. На протяжении всей советской эпохи происходила
героизация событий 1941 – 1945, война постепенно превратилась в главный чуть ли
не космогонический миф советского государства, оттеснив по символической
значимости даже Октябрьскую революцию. Ансамбль "Героям Сталинградской
битвы" был одной из мощных скреп такого мифа.
Примечательно,
что в героизирующем войну ансамбле нет места простым человеческим переживаниям
и людям как таковым, освобожденным от особого ореола "участников
войны". Здесь нет также ни слова о врагах. Немцы, фашисты становятся
чем-то абстрактным, сведенным на уровень знаков (в одной из скульптур комплекса
два солдата в гневе кидают на землю фашистский флаг и крест).Присутствие
германской памяти в мемориальном пространстве Сталинграда - дискуссионный
вопрос. С немецкой стороны давно уже ведутся разговоры об ошибках и
заблуждениях людей, пришедших с запада воевать на эту землю. Ансамбль на
Мамаевом кургане посещает множество немецких туристов-родственников погибших в
Сталинграде, или взятых плен и участвовавших в восстановлении города... И
если подобные нарративы были невозможны в 60-е годы, когда память о Войне была
травматичной, то в спустя 65 лет в принципе они могли бы существовать, в том
числе – и в пространстве Мамаева кургана (естественно, этот вопрос требует
всестороннего рассмотрения и дискуссий о возможности организации подобной
экспозиции).