чудеса планеты чудеса планеты чудеса планеты ЧУДЕСА ПЛАНЕТЫ - Памятник-ансамбль "Героям Сталинградской битвы" (Продолжение)
ГлавнаяРегистрацияВход ...чудеса планеты...
Пятница, 03.08.2012, 10:47
Форма входа
Меню сайта

Бесплатный софт
Download MasterSkypeµTorrent
Dr.Web CureIT UltraISO Picasa
CheMax Kaspersky World 1.2.4.103  Allok Video to FLV Converter
 GOMPlayer  Recuva Winamp

Установить себе такой Блок

Отдохни!!!
Онлайн игры на телефон
Меч и Магия

Нажимай!
ИТАЛИЯ Колизей Петергоф Кижи Мачу-Пикчу Тадж-Махал Чичен-Ица Индия Япония Испания Файлообменник Тайны Египта Фараоны Семь

Присоединяйся
чудеса разгадка тайн

Каталоги/партнеры

Памятник-ансамбль "Героям Сталинградской битвы" (Продолжение)

Мемориал на Мамаевом кургане имел колоссальное влияние на развитие советской, а затем и российской монументальной школы  (, ансамбль формировал эстетические вкусы не одного поколения... С самого начала предполагалось, что комплекс будет иметь культовое значение для всей страны - это совсем не городской мемориал, рассчитанный на память местных жителей, а ансамбль государственного значения - что в целом соответствует важности Сталинградской битвы - поворотной точки войны на восточном фронте и, возможно, Второй мировой войны в целом. 

С учётом значимости монумента важно посмотреть на основные черты его композиционной организации.

Комплекс отсылает к двум важным аутентичным пространствам – во-первых, это само место, где проходили бои; кроме того, посетитель неизбежно сталкивается с символическим пространством памяти о конкретных людях, павших здесь. Комплекс включает в себя и так или иначе работает с собственно именами погибших военных (имена даны избирательно – ими представлена только советская сторона). Оба эти источника имеют огромный потенциал, и оба они так или иначе обыгрываются в композиции комплекса (зал Воинской славы с именами солдат и офицеров, стены-руины, изображающие сцены уличных боёв, а также символизирующие дома, служившие рубежами для сражавшихся здесь).

"Героям Сталинградской битвы" создавался в ту эпоху, когда его посетителям не нужно было пояснять и рассказывать, что такое война - ансамбль вписывался в комплекс актуальных воспоминаний, свидетельств... Это значит, что многочисленные символы, которые являются основным архитектурным приёмом композиции, взаимодействовали с живой памятью целого поколения ветеранов, их современников и детей. Скульптуры, символизирующие воинский подвиг (боец, принимающий знамя из рук павшего товарища, санитарка, выносящая раненого с поля боя…) могли вызывать ассоциации с конкретными событиями... Само пространство кургана как места сложнейшей и тяжелейшей военной операции настраивает посетителя на особый лад, здесь уместно только уважение к памяти около полутора миллиона людей, отдавших свои жизни за свободу родины. Именно здесь произошло одно из крупнейших событий в мировой истории (около 3 млн убитых с обеих сторон, 200 дней уличных боёв). Естественно, что для увековечения подобного беспрецедентного события авторами были выбраны особые формы.

Но всё же... сложно спорить с тем, что волгоградский ансамбль стал одной из скреп мифологического понимания истории. Ключевые идеи, артикулируемые монументальным комплексом - героизм, мужество, самопожертвование, слава... - всё предельно обобщено и избавлено от конкретности. Скульптуры мемориала предлагают визуальные примеры для таких понятий, как подвиг, скорбь, славная память. Получается, что из места памяти был исключён человек - посетитель находится в героическом пантеоне, где нет описаний конкретных случаев, личных рассказов и свидетельств, которые позволили бы конкретизировать произошедшее (нет, например, информации о работе жителей города - включая женщин и детей - в строительстве фортификационных сооружений и работе на военных заводах, нет истории пленных и т.д.).

В архитектурной организации мемориала можно выделить и другие символические приемы. Например, специально создаются природные участки, такие как "Аллея тополей" – деревья ассоциируются с мирной жизнью нового послевоенного поколения, маркируют движение времени. Или вода – символ жизни, Волги (оба этих значения упоминаются в большинстве текстов, посвященных Мамаеву кургану). Кроме того, искусственные природные бассейны, отражающие архитектуру и памятники, создают медитативную атмосферу, сосредотачивают посетителя на мемориале (кстати говоря, создание водных бассейнов внутри мемориального пространства было новаторским приёмом в советском монументальном искусстве). Небо и высота - с открытого пространства кургана открывается вид на город - ассоциируются с вечностью. 

К приёмам, замедляющим движение посетителя, можно отнести  разного рода переходы, лестницы, ведущие посетителя к новым визуальным образам, требующим созерцания и изучения.

Символическое значение имеют и числа – например, к скульптуре Родины-матери ведут двести ступеней (именно столько дней продолжалась битва за город); зал Славы перечисляет всех героев Сталинграда.

Архитектурные части ансамбля подсказывают и одновременно ограничивают комплекс чувств и переживаний, которые следует испытывать по отношению к войне – площадь Стоявших насмерть вызывает уважение к мужеству участников; монументальный рельеф подчеркивает идею памяти и преемственности поколений, выражает мысли о славе героев Сталинграда – это же представление транслирует Зал воинской славы; Площадь Скорби напоминает о человеческих потерях; Площадь Героев, помимо уже обозначенных мотивов, вызывает неприятие и ненависть по отношению к фашизму; главный монумент подчиняет весь мемориальный комплекс идее служения родине, своей стране, за которую не жаль положить собственную жизнь.

С одной стороны, волгоградский мемориал был созвучен умонастроениям свидетелей войны, а также первого послевоенного поколения, но он же во многом создал и определил если не комплекс мифов о Великой Отечественной, то уж точно - совокупность мемориальных практик по отношению к этой войне – что и каким образом должно вспоминаться. На протяжении всей советской эпохи происходила героизация событий 1941 – 1945, война постепенно превратилась в главный чуть ли не космогонический миф советского государства, оттеснив по символической значимости даже Октябрьскую революцию. Ансамбль "Героям Сталинградской битвы" был одной из мощных скреп такого мифа.

Примечательно, что в героизирующем войну ансамбле нет места простым человеческим переживаниям и людям как таковым, освобожденным от особого ореола "участников войны". Здесь нет также ни слова о врагах. Немцы, фашисты становятся чем-то абстрактным, сведенным на уровень знаков (в одной из скульптур комплекса два солдата в гневе кидают на землю фашистский флаг и крест).Присутствие германской памяти в мемориальном пространстве Сталинграда - дискуссионный вопрос. С немецкой стороны давно уже ведутся разговоры об ошибках и заблуждениях людей, пришедших с запада воевать на эту землю. Ансамбль на Мамаевом кургане посещает множество немецких туристов-родственников погибших в Сталинграде, или взятых плен и участвовавших в восстановлении города...  И если подобные нарративы были невозможны в 60-е годы, когда память о Войне была травматичной, то в спустя 65 лет в принципе они могли бы существовать, в том числе – и в пространстве Мамаева кургана (естественно, этот вопрос требует всестороннего рассмотрения и дискуссий о возможности организации подобной экспозиции).

 


  Copyright MyCorp © 2012
Хостинг от uCoz
Картаzbz aks s5 bi1 ya94 chitatel udovolstvie chita udovo nebo4 neb39
rss
Карта