Несмотря на кажущуюся
сложность композиции церкви, ее план и объемно-пространственная схема предельно
просты и лаконичны. В их основе лежит традиционная схема восьмерика с четырьмя
прирубами. В ярусах глав и бочек, образующих стройную
декоративно-конструктивную систему; в живописной скульптурной пластике
открытого бревенчатого сруба; в большой выразительности косящатых оконных и
дверных проемов; в силе мощных кронштейнов, несущих крыльцо; в упругой,
построенной на тонких контрастах, резьбе столбов, поддерживающих кровлю
крыльца, и в характерной, мастерски прорисованной форме водосливов на кровле, —
везде красота и целесообразность сливаются в общее гармоничное целое.
При реставрации
Преображенской церкви для покрытия ее глав и бочек было изготовлено тридцать
тысяч осиновых лемешин. Большая их часть дополнительно подтесывалась при
укладке, ибо деревянные кровли куполов делаются из лемеха, имеющего в основном
только один какой-либо размер. Для нижней части купола, расширяющейся кверху,
лемешины подтесываются по кромкам снизу; для средней части они остаются такими,
какими были заготовлены, а в верхней, сужающейся части купола они снова
подтесываются по краям, но уже сверху. Поэтому в сужающейся части главы стыки
вышележащих лемешин не совпадают с осями нижележащих и располагаются довольно
свободно, но, разумеется, так, что эти стыки перекрываются верхними лемешинами.
Рядом с Преображенской
церковью, как это принято на северных погостах, стоит зимняя теплая Покровская
церковь. Она более утилитарна, менее величава в сравнении с летней. Построенная
на полвека позже Преображенской церкви, она несет в своей архитектуре первые
черты стилистического изменения народного деревянного зодчества. Все ее
помещения — сени, трапезная, четверик и алтарь — имеют одинаковую ширину и в
плане образуют вытянутый прямоугольник с двумя срезанными углами. Покровская
церковь прочно вошла в архитектурный ансамбль погоста, хотя образный лад ее
звучания совсем иной в сравнении с Преображенской. Многоглавие этого памятника
уникально. Его купола отличаются особой выразительностью, утонченными
пропорциями, тонкими, изысканными профилями всех контуров, в то же время они
достаточно скромны, чтобы не затенять величие церкви Преображения.
Архитектурный ансамбль
Кижского погоста был бы неполным без шатровой колокольни, стоящей отдельно
между Преображенской и Покровской церквами. Это самое позднее сооружение
ансамбля, возведенное в 1874, когда пора расцвета народного деревянного
зодчества уже миновала. Новая колокольня была поставлена на месте старой
шатровой колокольни и в какой-то мере создавалась по ее подобию. Ее архитектура
далека от традиций народного зодчества. Но постройка ценна тем, что хотя бы
приближенно воспроизводит формы старой колокольни и восполняет традиционную
часть ансамбля, типичную для архитектуры северных погостов.
Обе кижские церкви,
колокольня и кладбище были окружены бревенчатой оградой. Но до наших дней она
не дошла; сохранился только каменный фундамент, на котором уже в значительно
более позднее время выросла новая ограда, сложенная из валунов. А ныне
существующая сделана в середине пятидесятых годов при реставрации всех
памятников архитектуры Кижского погоста. Ее прообразом послужила весьма древняя
ограда, чудом уцелевшая в одном из отдаленных уголков Онежского края — на
Водлозерском Ильинском погосте. Возрожденная в Кижах, она не только способствует
лучшему сохранению всего Кижского ансамбля, но и восполняет его неотъемлемую
часть, опоясывая обе церкви и колокольню бревенчатым срубом и объединяя их в
целостную архитектурно-пространственную композицию.
Три часовни и маленькая
Лазаревская церковь, тоже ставшие экспонатами музея, построены намного раньше
гражданских зданий, собранных в Кижах. Лазаревская церковь перевезена сюда из
Муромского монастыря, построенного новгородцами на юго-восточном берегу
Онежского озера в самом конце 14 в. Памятник столь мал, что его можно назвать
архитектурной миниатюрой. В 1867, при перестройке Муромского монастыря,
Лазаревская церковь была заключена внутрь нового большого храма, утратив при
этом свой западный придел. В Кижском музее-заповеднике памятник полностью
воссоздан. Пропорции, размещение проемов и сама поверхность рубленых стен
сделали эту небольшую постройку монументальной, а выразительные концы
кровельного теса и лемеха наделили изяществом.
Для северных деревень
характерна и другая разновидность культовых зданий — часовни. В отличие от
церквей в них нет алтаря, да и размеры обычно невелики. Впрочем, некоторые
памятники являли собой довольно крупные сооружения. Пример тому — часовня из
деревни Кавгора. Ее стройная шатровая звонница безраздельно господствовала во
всей архитектурно-пространственной среде поселения и служила его композиционным
центром. Как и многие другие часовни бывшего Олонецкого края, она датируется
17-18 вв., отражающими два этапа ее строительства и две стадии формирования ее
архитектурного образа.
Часовни из деревень
Лелик-озеро и Вигово, перевезенные в Кижи, и те, что сохранились вблизи музея
на своих исконных местах — в деревнях Корба, Воробьи, Подъельники, Волкостров,
Васильеве, Усть-Яндома, однотипны. Тем не менее они совершенно непохожи, каждая
интересна по-своему. Своеобразие их облика отвечало неповторимости природного
окружения. Так, в деревне, состоящей всего из двух-трех домов, часовня была
поставлена чуть поодаль от жилья, на совершенно открытом и голом месте
(например, в деревне Васильево на самом Кижском острове).
В другой деревеньке
часовня стоит совсем рядом с густой и темной еловой рощей таким образом, что ее
стройный шатер издали не отличить от елки. Так «вросла» в пейзаж часовня в
деревне Корба, до которой километра четыре от Кижей. Столь же неповторимо
срослись с родной землей часовни в деревне Воробьи на Большом Клименецком
острове и в Усть-Яндоме.
В деревне Васильево
действует выставка народного искусства и экспозиция «Партизанская светелка».
Среди светских зданий — крестьянские дома из деревень Ошевнево, Середка,
Логмо-Ручей, Волк-остров, мельницы, амбары, рига, кузница, бани (все — 19 и
начало 20 вв.). На восточное побережье острова свезены жилые дома и
хозяйственные постройки из Южной Карелии (того же периода).
Семь чудес света