Отдохни!!! |
Онлайн игры на телефон
|
Присоединяйся |
|
|
Собор Василия Блаженного
Собор
Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия
Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города в
Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно
назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой
Троице; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением
одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом
к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха.
Он
возник как памятник победам во время войны за покорение Казанского и
Астраханского царств в 1552—1554 годах. В процессе военных действий после
каждой значительной победы около стоявшей на этом месте белокаменной церкви
Троицы возводилась небольшая деревянная церковь во имя того святого, память
которого отмечалась в день победы. Таким образом, к окончанию войны на одной
площадке оказалось восемь церквей. Участок, где ставились памятные храмы, был
выбран не случайно. Здесь, на укрепленной высотке, в древности защищавшей стык
Китай-города и Кремля и переправу через Москву-реку, близ Лобного места и
Мытного двора, находился центр московского Торга. Приставка
"на Рву", встречающаяся в летописных свидетельствах о соборе, связано
с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной, вдоль кремлевской стены c XIV века шел
глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.
После
победы Иван IV задумал соорудить памятник этому событию уже в долговечном
материале и распорядился поставить вместо деревянных церквей каменные. Но
приглашенные царем мастера — Барма и Постник Яковлев (существует гипотеза, что
это одно и то же лицо: Иван Яковлевич Барма) скомпоновали на одном основании
восемь столпообразных храмов, симметрично размещенных вокруг девятого,
увенчанного шатром столпа — самого высокого и сложного в архитектурном
оформлении. Центральный храм был посвящен празднику Покрова Богоматери,
отмечавшемуся 1 октября, когда были взорваны стены Казани и город был взят
приступом. Поэтому весь собор назывался собором Покрова, что на Рву.
Строительство велось с 1555 по 1561 год.
Здание
возвели из кирпича — в ту пору еще сравнительно нового материала (основной
размер — 28 х 14 х 8 см; из белого камня были выполнены фундаменты, цоколь и
некоторые элементы декора). Строители, желая подчеркнуть, что здание кирпичное,
расписали его сверху донизу «под кирпич». Вплоть до конца XVI века собор был
самым высоким зданием Москвы (свыше 60 м) и с момента возведения сделался
популярнейшим храмом города.
В
основе архитектурной композиции собора заложена четкая схема построения масс:
на высоком подклете, по основным и диагональным осям относительно центральной
башни размещены придельные храмы. Центральный башнеобразный объем (столп)
близок по решению к церкви Вознесения в Коломенском: нижний четверик переходит
в восьмерик; верхний ярус последнего — звездчатый в плане — охвачен тремя
рядами кокошников и заканчивается световым шатром. По диагоналям к центральному
храму примыкают четыре бесстолпные, в плане близкие к квадрату церкви,
завершенные пирамидами кокошников «вперебежку». Они напоминают приделы церкви
Иоанна Предтечи в Дьякове. По сторонам света между угловыми церквами
вкомпонованы высокие восьмигранные столпообразные объемы с рядами кокошников в
основаниях барабанов. Весь собор с самого начала не имел ясно выраженного
главного фасада. Здание было рассчитано на всестороннее обозрение, на круговой
обход как снаружи, так и внутри. Снаружи это подчеркивалось первоначально
одноярусной открытой галереей, окаймлявшей подклет с гульбищем наверху и
симметрично поднимавшимися к нему на западе плавными лестницами-всходами на
арках (объединительная роль галерей сохранялась и при последующих переделках
храма). Внутри все части здания связаны между собой переходами, окружающими
центральный храм. Последний также имеет наружную обходную галерею — в
завершении первого яруса; на нее выводит внутристенная лестница в юго-восточной
части объема. Центральный храм выделяется своим оформлением: каждая грань его
шатра расцвечена полихромными кафелями и украшена кокошниками, а ребра —
фигурным кованым железом. На звездчатом основании шатра прежде стояли восемь
белокаменных главок.
Cень над могилой Василия Блаженного
В отличие от
монументального внешнего облика собора, интерьеры его оставляют впечатление
тесного лабиринта, прерываемого вертикальными пространствами раскрытых вовнутрь
столпов. Самый большой из них — башня Покровской церкви (высота от пола 46 м) —
имеет внутреннюю площадь 64 кв. м. Переходы, связывающие столпы, выполняют роль
своеобразной внутренней паперти, главным украшением которой являются выходящие
на нее порталы церквей. Переходы в основном сводчатые, кроме западной части,
которая имеет плоское кессонированное перекрытие. Этим приемом в сложном,
непохожем на канонические храмовые композиции интерьере зодчие выделили
притвор. Кроме трех столпов — центрального и двух западных, диагональных, где
алтари имеют наружные выступы, — в прочих места алтарей отмечены лишь изнутри
разнообразными по форме и
|