Главная Новости

Интервью – Марко Юхант: «Если у вас дома дикарь, мягкое воспитание – неправильный подход»

Опубликовано: 17.10.2023

Интервью – Марко Юхант: «Если у вас дома дикарь, мягкое воспитание – неправильный подход»

2.11.2023 | 18:50

Марко Юхант выступает за конкретный и практичный подход к воспитанию детей, но, прежде всего, он не любитель баловства. (Фото: Марко Вавпотич/M24)

Специальный педагог в области поведения, эмоций и личности, бывший директор школы, вечный педагог, отец дочери и автор множества бестселлеров по воспитанию детей. Все это Марко Юхант, с которым мы говорили о все более актуальной проблеме словенских школ: насилии со стороны сверстников, реформе образования, наказаниях - в том числе через реальные истории тех, кому он помогал на этом пути.

Полицейская статистика показывает, что насилие со стороны сверстников растет. Недавно, например, случилось, что ребенок принес в школу молоток, где-то еще одноклассники снимали, как два одноклассника избивают одного. Какова причина этого? Всегда ли мальчики дрались в школе или в последнем случае важно было видео драки в соцсетях?

Сегодня, когда так важно найти место в среде, это само по себе является проблемой. В мышлении молодых людей быстро может дойти до того, что они придумывают какую-нибудь чрезмерную историю, которую потом снимают и показывают. Они считают, что хорошо, если снимает кто-то другой, ведь тогда кадры обязательно попадут в сети. Если они предоставят их сами, кто-то другой может их заблокировать, но как только они станут достоянием общественности, этого не произойдет. В свое время в одном из словенских учебных заведений возникла проблема с учениками. Их целью было попасть в газету, поэтому пришлось совершить глупость такого ранга. Тогда в институте несколько раз договаривались с журналистами, чтобы они ничего не публиковали о произошедшем, и матч останавливали. И на YouTube и где-либо еще есть столько задач, сколько вы захотите. Многие из них глупы, вредны и даже смертельны. Да и взрослые ведут себя не лучше. Когда что-то происходит, ты не говоришь себе: «Мы, дети, вмешаемся и давай разлучим детей», но хотя бы один из них вытащит из кармана телефон и запишет. Официально, чтобы документ был у него, а неофициально, чтобы он мог показать родным и знакомым, что он там был. Но затем он принял меры. На самом деле это то же самое: быть в средствах массовой информации. И это может произойти с вами быстро в Словении, потому что мы такая маленькая страна: вы знаете, вам нужно всего пять человек, и вы можете связаться с кем угодно здесь. Нас так мало.

А как насчет причины за пределами СМИ?

С другой стороны, нам не хватает разочарования. Дети недостаточно расстроены. Это значит, что когда разочарование приходит от случайного или случайного разочарования, они не знают, как себя вести, не знают, что делать. Они реагируют примитивно: бум и взрыв.

Возможно, родители виноваты в отсутствии разочарования?

Это проблема родителей и школы, защищающей детей. Все кричат: берегите детей, с ними ничего не должно случиться, у них должно быть все! Можете ли вы представить школьного психолога, говорящего, что телефон принадлежит ребенку? Думаю, суд был в Мариборе, если не ошибаюсь, у них уже есть прецедент, что раз у студентки все хорошо, то телефон принадлежит ей и ее родители обязаны за него платить.

Что означает давление со стороны родителей с целью защитить детей?

Это означает, что мы говорим о правах, а не об обязанностях. Каждый должен позволять им что угодно. Представьте себе ситуацию такого парня, полного гормонов, когда девушка говорит ему «нет». Будет ли он придерживаться этого? Многие этого не делают. Мы обращаем внимание только на взрослых, но среди молодежи тоже есть провокации. Например: играют два восьмилетних ребенка, и тот, кто агрессивно, бьет друга по плечу и говорит: «Мы просто шутим». осмелюсь сказать это. И то же самое касается взрослых.

Важно, чтобы родители тоже умели признавать свои ошибки и говорили об этом ребенку. (Фото: Марко Вавпотич/M24)

Является ли такая снисходительность частью либерального родительского воспитания – у этого поколения теперь есть дети?

Это одна часть проблемы. Словенцы действительно специалисты: когда мы выстраиваем образование как систему, мы всегда берем только то, что нам нравится, мягкую и нежную часть, а не требовательную. Я не против нежного воспитания, если у вас нежный ребенок. Но если у вас дома есть дикое животное, это неправильный подход. Ребенок будет «претендовать» на то, что, по его мнению, принадлежит ему, устроит драму и цирк, в зависимости от того, что вас смущает. Например, у меня был случай с 12-летней девочкой, которая все еще бросалась на пол, когда что-то шло не так, как ей хотелось.

Как действовать в таком случае?

Просто, хотя родителям это не понравится, поскольку они «напрягают» ребенка. Возьмите телефон и начните запись, ничего не объясняйте. Он тут же встанет и спросит, что ты теперь собираешься делать с этим клипом. Ну а родители этой девочки намекнули, что покажут видео бабушке, которая не знала о ее поведении - они сразу согласились и швыряния на пол закончились. Ребенка надо спросить. Если не научить его к четырем годам по-дружески брать игрушку из песочницы, а потом самому возвращать, он не умеет этого делать.

А как насчет школ? Имеются ли у них соответствующие санкции? Она кажется беспомощной — мальчику, избившему одноклассника, сделали выговор, теперь он занимается один на один с учителями в школе, сидит один за обедом и, как говорят одноклассники, почему-то даже он теперь жертва. Что здесь произошло?

Он также мнит себя жертвой. Что ж, это одна из таких идей: инклюзивность. Давайте включим их всех! Наши учебные заведения также представляют собой проблему. Нам некуда отдавать отдельные категории детей. Может случиться так, что никто больше не будет иметь права на рассмотрение, потому что придется ждать. Ожидается действие. Пока не произойдет что-то ужасное, они не будут действовать. Вот у нас есть куча «экспертов», которые имеют все необходимые дипломы и звания, но когда необходимо совершить действие или сделать профессиональное заявление, они этого не делают. Ведь многие просто не записывают проблемы ребенка, «чтобы не отмечать его». Моя цель всегда одна: научить родителей справляться со своими детьми. Ответственность перекладывается туда-сюда, в основном «во благо ребенка». Развод, например, длится до двух лет. Если иностранец, например итальянец, едет по дороге слишком быстро, вы знаете, что у нас дежурит судья? Его немедленно доставляют к судье. Один человек все время ждет, чтобы это починить. Мы считаем это нарушением правил дорожного движения, но у нас нет дежурного судьи по делам детей, для которого все должно решаться в срочном порядке. А когда родители в суде - я, к сожалению, знаю бесчисленное количество случаев. Тот, кто говорит «во благо ребенка» в суде или в УГД, работает не на благо ребенка, а хочет показать свою правоту. Другие считают, что правильно. Это один из сигналов.

С другой стороны, данные показывают, что у нас больше детей, принимающих решения, в начальных школах.

Он говорит, что родители часто останавливают его в дороге и рассказывают о своих проблемах с воспитанием детей. (Фото: Марко Вавпотич/M24)

Решений много, и я считаю, что они оправданы. Проблема в том, что комиссии ставят условия, которые для многих непосильны. Если у вас есть раздражительный ребенок, который сразу же взрывается, ему следует пойти в комнату успокоения. Во скольких начальных школах есть тихая комната и есть человек, который с ней разбирается? В немногих школах он есть, но у них нет эксперта. Группа детей, которые учатся в начальной школе, ей не место. Это не школа с адаптированной программой. Теперь они собрали их все вместе.

А как насчет профилактики в школах, осведомленности о насилии?

Наши профилактические программы основаны на проектах. Сейчас идет проект по профилактике, могу сказать, что он финансируется Минздравом, официальная цель – психическое здоровье детей. Мы знаем, что это очень актуально в сфере образования, поэтому насилие. Вероятно, они получили европейские средства, а когда деньги закончатся, они отменят проект.

Нужна ли реформа образования?

Реформа образования нам бы давно понадобилась! Но мы снова сделаем один «пофл». Вспомним девятилетнего ребенка: они отправили в школы своих специалистов, и выяснилось, что девятилетний ребенок нездоров. А мы его отменили, мы приняли меры? Нет. Многие дети ходят в детский сад до семи лет, потому что их родители боятся, что они не добьются успеха. И они также остаются агрессивными детьми, потому что родители заставляют их ждать; где еще один год усиливает ненадлежащее поведение. Потом он приходит в школу, и ему становится еще труднее, чем в прошлом году. Признаюсь, я не знаю ни одного случая, хотя это возможно и предусмотрено в законодательстве: если в течение учебного года ребенок оказывается недостаточно взрослым, его отправляют обратно в детский сад. Это очень простое решение директора. Тогда, например, длительное пребывание. Где-то уже писалось, что это время, посвященное социальным контактам и навыкам. На самом деле, домашнее задание всегда является основой. Послушайте фразу: домашнее задание. Но делают это в школе, с третьим или четвертым учителем. Затем, в шестом классе, когда этого не происходит, родители ожидают, что ребенок чудесным образом сможет выполнять домашнее задание самостоятельно. Из без задачи начинает рассказывать о скандинавских и американских моделях. Ну я «парень» и рассказываю им про японскую модель: значит, у студентов тоже есть тряпка, чтобы мыть пол. Забота о нас не является обязанностью других. Я не говорю, что школа идеальная, ошибки случаются, но такова реальность: 30 лет можно ездить без проблем, но ошибиться все равно можно. То же самое и в образовании.

Даже родители иногда ошибаются, не так ли?

Конечно, и они должны быть в состоянии это признать. Сказать, что в гневе они, возможно, наложили на ребенка слишком суровое наказание. И они должны быть в состоянии сказать это ребенку. Таким образом, они оба многому научились: дети тому, что все меняется, даже если они часто кажутся такими окончательными, а родители тому, что мы слишком часто бывают жесткими, но не твердыми. Это большая разница. И это. Когда в вашем автомобиле начнет мигать желтый свет, вы сразу же отвезете его в сервисный центр и спросите, можете ли вы продолжать движение. Детям год-два светит красный свет, но родители их никуда не берут и не спрашивают, как им помочь. Только когда все это прекращается и ни к чему не приводит, приходят родители и говорят: «Мы честная семья, с правильными ценностями, но теперь у нас проблема — у нас есть 15-летний ребенок, который бьет свою мать и сестру». Я говорю им: «Извините, но вы позвонили слишком поздно. Все, что ты можешь сделать, это позвонить в полицию в следующий раз и получить запретительный судебный приказ». — Тогда его не пустят домой, а где он будет спать? обычно говорят. Но он уже два месяца практически не бывает дома, никаких договоренностей не придерживается. Но его мать беспокоится о том, где он будет спать. Таких случаев у нас довольно много каждый год.

Это ужасные истории, как вы о себе заботитесь?

Мне нужно отключиться. Ты можешь пригласить меня три дня в неделю. И с годами осадок накапливается. Мне нравится курировать с коллегами, где я общаюсь, ищу идеи и чему-то учусь.

Ева Яндл

Авторизоваться

Забыли пароль

Постановка на учет

rss