Собор
имел необычную архитектурную композицию - 9 самостоятельных храмов были
построены на едином основании – подклете – и соединены между собой внутренними
сводчатыми переходами, окружающими центральный храм. Снаружи все церкви были
окружены первоначально открытой галереей-гульбищем. Центральная церковь
завершалась высоким шатром, приделы были перекрыты сводами и увенчаны куполами.
Ансамбль
собора дополняла трехшатровая открытая звонница, в арочных пролетах которой
висели массивные колокола.
Первоначально
Покровский собор венчали 8 больших куполов и маленькая главка над центральным
храмом. Чтобы подчеркнуть значимость строительного материала, а также уберечь
собор от атмосферных воздействий, все его стены снаружи были расписаны в
красно-белых тонах. Роспись имитировала кирпичную кладку. Материал
первоначального покрытия куполов остается неизвестен, так как они были утрачены
во время опустошительного пожара 1595 г.
В
первозданном виде собор просуществовал до 1588 г. Тогда с северо-восточной
стороны к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия
Блаженного, который проводил много времени у строящегося собора и завещал
похоронить себя рядом с ним. Известный московский чудотворец умер в 1557 г., а
после его канонизации сын царя Ивана IV Грозного, Федор Иоаннович повелел соорудить
церковь. В архитектурном отношении она представляла собой самостоятельный
бесстолпный храм с отдельным входом.
Место
обретения мощей Василия Блаженного обозначили серебряной ракой, которая
впоследствии была утеряна во времена Смуты, в начале XVII в. Богослужения в
церкви святого вскоре стали ежедневными, а начиная с XVII столетия, имя придела
переносится постепенно и на весь собор, становясь его "народным"
наименованием: Храм Василия Блаженного.
В
конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального
сгоревшего покрытия.
В
1672 г. с юго-восточной стороны к собору пристроили одиннадцатую церковь:
небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного – чтимого московского юродивого,
похороненного у собора в 1589 г.
Во
второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные
изменения. Деревянные навесы над гульбищем, то и дело сгоравшие при пожарах,
заменили кровлей на арочных кирпичных столбах. Над папертью церкви Святого
Василия Блаженного пристроили церковь святой Феодосии Девы. Над открытыми ранее
белокаменными лестницами, ведущими на верхний ярус собора, появились сводчатые
шатровые крыльца, устроенные на так называемых "ползучих" арках.
В
этот же период появляется полихромная орнаментальная роспись. Она покрывает
вновь выстроенные крыльца, опорные столбы, наружные стены галерей и парапеты
гульбищ. Фасады церквей сохраняют в это время роспись, имитирующую кирпичную
кладку.
В
1683 г. весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью. Большие
желтые буквы на темно-голубом фоне поливы изразцов сообщали об истории создания
храма и его поновлении во второй половине XVII в. Надпись была уничтожена
спустя столетие во время очередного ремонта.
В
1680-е гг. перестроили звонницу. На месте открытого сооружения возвели двухъярусную
колокольню с открытой верхней площадкой для звона.
В
1737 г. во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного сильно пострадал,
особенно его южная церковь.
Кардинальные
изменения в его программе росписей
произошли при ремонте в 1770-1780-е гг. На территорию собора и под его
своды перенесли престолы деревянных церквей, снесенных для предотвращения
пожаров с Красной площади. Тогда же престол Трех патриархов Константинопольских
был переименован во имя Иоанна Милостивого, а церковь Киприана и Иустины стал
носить имя святых Адриана и Наталии (первоначальные посвящения церквям были
возвращены в 1920-е гг.).
Внутри
церкви расписали масляным "сюжетным" письмом с изображением святых и
сцен житийного содержания. Масляная роспись поновлялась в 1845-1848 гг. и в
конце XIX века. Снаружи стены покрыли росписью, которая имитировала кладку из
крупных валунов – "дикий камень". Были заложены арки подклета (нижний
нежилой ярус), в западной части которого разместили жилье для причта (служителей
храма). Колокольню объединили пристройкой со зданием собора. Верхнюю часть
придела Василия Блаженного (церковь Феодосии Девы) перестроили в ризницу –
хранилище церковных ценностей и святынь.
Читать далее>>>