Санта-Мария-дель-Фьоре
Первым крупнейшим архитектурным
сооружением итальянского Возрождения стал флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фьоре - «Святая
Мария с цветком». Жители Флоренции называют его просто Duomo - Собор.
Вопросы, о каком именно храме идет речь, излишни. Здание на старой соборной
площади города уникально. Его строительство началось в сентябре 1296 г. на
месте старого храма Санта Репарата. Честолюбивые флорентийцы стремились
воздвигнуть новый величественный храм не только во славу Господа и Девы Марии,
но и для того, чтобы доказать превосходство своего города перед его
экономическими и политическими конкурентами - Пизой и Сиеной. Первоначальный
план строительства был разработан архитектором Арнольфо
ди Камбио (1245-1310). Именно он предложил
соорудить три широких нефа, над которыми в месте пересечения с трансептом
поднимался бы восьмиугольный купол.
Работы шли медленно. Их
прерывали то кончины архитекторов, а за время строительства было как минимум
шесть, то опустошавшая город чума. Купол над собором начал подниматься лишь в
первой треть XV в. Талантливый Брунеллески придумал оригинальную систему
распорок-нервюр, которая могла держать его огромный вес. На то время купол
кафедрального собора во Флоренции был самым крупным в мире. Диаметр его
барабана составил 45,5 м. Созданный Брунеллески купол имеет яйцевидную форму и
состоит из двух оболочек. Венчает купол фонарь, имеющий форму небольшого
храма. Купол облицован кирпичной плиткой, которая своим цветом перекликается
с красноватым морем крыш старинных зданий Флоренции.
К моменту завершения работ
над куполом собор продолжал оставаться крупнейшим в Италии, да и во всей
Европе. Его длина составляла 153 м, ширина трансепта - 90 м. Под крышей собора
могло собраться все население города. Примерно через сто лет внутренняя
поверхность купола была расписана, хотя это и не предусматривал план Брунеллески.
Строительство фасада собора имеет свою непростую историю. Она связана с именем Франческо I Медичи - старшим сыном
тосканского герцога Козимо Медичи. Франческо был знатоком искусства. Именно по
его указу старый обветшалый фасад собора был снесен и началась долгая эпопея
создания нового фасада.
Собор был построен в
период, когда Флоренция претендовала на роль культурного центра Италии, противопоставив
себя «вечному городу» Риму. Силуэт собора с огромным куполом (диаметр 42 м)
виден с каждой улицы, с любой площади города. В течение нескольких десятков лет
собор Санта-Мария-дель-Фьоре простоял с
отверстием в центре крыши. Среди множества предложений по достройке собора был
выбран оригинальный проект архитектора Филиппо Брунеллески (1377-1446). При
сооружении восьмигранного купола высотой свыше 35 м Брунеллески применил
совершенно новое решение: он сделал купол без возведения строительных лесов из
двух оболочек, скрепленных ребрами.
Когда бродишь по центру
Флоренции, ее знаменитый купон никак не удается разом окинуть взором, Пролеты
улиц демонстрируют лишь сегмент этого величественного сооружения.
Колористическая гамма
фасада необычна. Эффект дают разные оттенки мрамора из трех тосканских
провинций: белого из Каррары, зеленого из Прато и розового из Мареммы.
Строительство фасада закончилось только в 1887 г. Он был выполнен по проекту
архитектора Эмилио де Фабрис.
Квадратная в плане
кампанилла поднимается на высоту 84 м, Ширина ее сторон - более 14м. Сооружение
часто называют колокольней Джотто. Главный архитектор Флоренции был автором ее
проекта. Сам мастер похоронен в соборе; его статуя находится в одной из ниш галереи Уффици.
НАЗАД
|