Отдохни!!! |
Онлайн игры на телефон
|
Присоединяйся |
|
|
Колизей (продолжение 3)
требовалась
немалая глубина, а может, в них участвовали суда, похожие на игрушечные
кораблики, которые плавали в водоеме, сравнимом с современными
«лягушатниками». Однако вне зависимости от глубины водоема, в котором
происходили потешные морские бои, неясно, как арена заполнялась водой. Предполагают,
что вода подавалась из Тибра через шлюзовые ворота, но в Тибр в то время
сливали сточные воды, поэтому, если предположение верно, навмахия, которой
восторгался в своем сочинении Марциал, не была столь привлекательной.
Заложение
фундамента
Разумеется,
существовали немалые трудности не только с заполнением арены Колизея водой, но
и с отводом этой воды после окончания представления. Строителям Колизея приходилось
решать и другие задачи, касавшиеся отвода воды, ведь этот амфитеатр был
построен в речной долине на месте озера. Кроме того, здание Колизея само
представляло собой огромный резервуар, и во время сильных дождей, по крайней
мере, его арена могла затопляться.
Одним из
наиболее замечательных достижений строителей Колизея являлся дренаж,
совокупность сооружений, позволявших отводить воду с территории амфитеатра.
Недавние археологические раскопки позволили обнаружить целую систему подземных
водоотводов (дренажных канав), расположенных в центре и по периметру Колизея.
Кольцевая дренажная канава уложена на глубине 8 м, воды из нее отводятся в
Тибр.
Строительство
дренажной системы, как, естественно, и самого Колизея, требовало огромных
усилий, знаний и мастерства. Ясно, что проект и строительство Колизея
осуществляли искусные архитекторы и строители, обладавшие высокими
теоретическими познаниями и большим опытом проведения подобных работ, а
непосредственно строительные работы вели не только необученные рабы, но и рабы
высокой квалификации.
Это любопытно
Знания и опыт проектировщиков Колизея прежде
всего сказались в планировке арены. Соотношение ее длины и ширины является
идеальным и равняется 5:3 (золотое сечение). Как удалось выяснить современным
исследователям, согласно первоначальному плану длина арены Колизея должна была
равняться тремстам, а ширина — ста восьмидесяти римским футам. Обычно в других
амфитеатрах Древнего Рима длина совокупности зрительских мест в глубину
равнялась ширине арены амфитеатра, и таким образом общая протяженность арены и
зрительских мест по горизонтальной оси составляла 660 римских футов (300 + 180
+ 180), при этом окружность амфитеатра равнялась 1885 римским футам.
Длина
периметра здания имела существенное значение, ибо была связана напрямую с
количеством арочных входов в амфитеатр, а ширина каждого входа равнялась 20
римским футам (величине, удобной при производстве работ даже неквалифицированными
рабочими). В Колизее решили строить 20 арочных входов, и потому периметр
здания был немного уменьшен по сравнению с первоначальным проектом и в итоге
стал равен 1835 римским футам. Эта поправка привела не к сокращению
запланированного количества мест, а лишь к незначительному уменьшению размеров
арены, длина которой стала равняться 280, а ширина — 168 римским футам, при
этом отношение длины к ширине осталось все тем же — 5:3.
Проект
Колизея был конкретен и ясен, и потому строительные бригады не нуждались в
постоянном контроле со стороны проектировщиков. Можно допустить, что эти
бригады при выполнении второстепенных работ имели свободу действий и там, где
было возможно, не соблюдали в точности конструкцию типовых элементов
сооружения. Так, вертикальные стыки различаются от пилястра к пилястру (что,
правда, предположительно объясняется различными по размеру блоками травертина,
поставлявшимися на стройку из каменоломни), а сами арочные проходы, хотя и
всего на несколько сантиметров, отличаются друг от друга по ширине. Там же, где
требовалась точность в работе, она неукоснительно соблюдалась. Так, например,
клинчатые камни арок амфитеатра практически идентичны, а шестиметровый по
ширине кольцевой коридор на первом этаже здания отклоняется местами от
заданного размера не более чем на 5 см.
Рассуждая о
строительстве Колизея, мы с сожалением должны констатировать, что не знаем,
кто был его архитектором (то, что им был Гауденций, христианин и святой мученик
— всего лишь легенда, созданная в угоду церковникам). Мы можем лишь
догадываться и о том (несмотря на сохранившиеся труды Витрувия, известного
римского архитектора), как решались при проектировании и строительстве Колизея
конструктивные и архитектонические задачи. Рабочие чертежи и расчеты до нашего
времени не дошли. Сохранились лишь план первого этажа Колизея и несколько
макетов амфитеатра, предназначавшиеся, видимо, для того чтобы демонстрировать
их строителям и заказчику.
Гладиаторы.
Мозаика.
Зато нам известны некоторые истории о
взаимоотношениях римских архитекторов с императорами. Одна из них рассказывает
о том, как однажды Аполлодор, архитектор Траяна, докладывал этому императору о
своем новом проекте. При этом присутствовал Адриан, будущий император. Так вот,
Адриан (тогда еще молодой человек, на досуге занимавшийся живописью),
неожиданно прервал
|