Один из наиболее известных индийских храмовых комплексов
находится примерно на равных расстояниях от Бомбея, Нью-Дели и Калькутты. Здесь,
на территории штата Мадхья-Прадеш, расположена небольшая деревушка Кхаджурахо. Ее
старое название - Карджуравахака - происходит от санскритского слова карджур - «финиковая
пальма». В X в. н. э. в этом районе располагалась столица чанделов
- народа раджпутов, которые управляли частью Индии вплоть до XII в. Начиная с
950 г. в окрестностях Кхаджурахо начали возводить десятки величественных храмов.
Их строительство продолжалось около двух веков.
В 1150 г. чанделы перенесли свою столицу
на север, в город Махоба. Некоторое время Кхаджурахо продолжал процветать, однако
потом время начало постепенно разрушать его постройки. Особо существенный урон
всему комплексу был нанесен в XII-XV вв. во времена нашествия мусульман.
Из более чем восьмидесяти храмов до наших дней сохранились не более двадцати пяти.
Они расположены на общей площади в 21 км2 и известны всему миру благодаря
чувственным сюжетам, которые часто обыгрываются в их скульптурном декоре. Эти темы
присутствуют и в других храмовых постройках Индии. Например, их можно найти и в
храмах города Бхубанешвар, и среди скульптур храма Конарак, который изображает величественную
колесницу бога солнца Сурьи. Однако в борьбе за внимание туристов Кхаджурахо настолько
лидирует, что рядом с этим поселением, население которого не превышает 3000 человек,
построен аэропорт.
Одна из выдающихся построек Кхаджурахо в так называемой
Западной: группе - храм Лакшмана. Он посвящен богине процветания Лакшми. Размеры
его основания совсем невелики - 29,9 х 13,8 м. На главную площадку ведет широкая
лестница. Четыре угла храма украшены карнапрасадами - богато декорированными башенками.
Особенно пышен декор входа в главное святилище. Здесь находятся статуи самой Лакшми,
слева - творец вселенной Брахма, справа - бог очистительного разрушения Шива. На
фризе - наааграха (изображения девяти планет). Среди украшений храма можно найти
сцену добывания демонами и небожителями эликсира бессмертия с помощью пахтанья океана.
На потолке портика (мандапы) изображены концентрические круги, символизирующие
священный лотос.
Характерной архитектурной деталью индийских храмов является
крытая и украшенная колоннами входная галерея - мандапам. Иногда она ведет от богато
украшенных ворот (гопурам) к главному святилищу, а порой является составляющей
частью только самого храма, Крупные храмовые постройки могут иметь не один, а несколько
мандапамов. В этом случае у каждого может быть своя функция. Например, кальяна мандапам
предназначен для свадебных церемоний
Виртуозность резьбы на декоре храмов
впечатляет. Мягкий желтовато-коричневый песчаник позволял древним мастерам передавать
мельчайшие детали: ювелирные украшения персонажей, их прически и даже украшенные
ногти. При этом конструкция многих, если не всеххрамов Кхаджурахо глубоко символична.
Она отражала в представлении древних строителей генезис самой жизни. Например,
центральное небольшое святилище (санктрум, гарбха гриха - «дом-лоно») символизирует
лоно мира. Джан-га - объем храма между его стенами, основанием и башней шикхарой
- представляет собой небесное царство.
Европейцы впервые услышали об удивительных храмах Кхаджурахо
сравнительно поздно. В 1838 г. на них набрел британский военный инженер, офицер
Т.С. Берт. Он же обнаружил надпись на ступенях одного из храмов, которая позволила
связать историю построек в Кхаджурахо с чанделами. Первый достаточно подробный
план всего архитектурного комплекса был составлен несколько лет спустя генерал-майором
сэром Александром Каннингэм. С тех пор этический, философский и религиозный спор
вокруг значения эротических сцен, изображенных на фасадах многих храмов Кхаджурахо,
не прекращается.
Крупнейший храм в Кхаджурахо - Кандарья Махадева. Он был
возведен в середине XI в, и посвящен богу Шиве (его мраморное изображение находится
внутри санктрума). Высота шикхары - пирамидальной башни храма - достигает 31 м.
Она символизирует ось мира - мифическую гору Меру, которая поддерживает и объединяет
небеса, земли и ад. Башню окружают 84 шлилевидные колонны. Фасады храма украшены
646 скульптурами; многие носят весьма откровенный характер, Любопытно, что европейцы
открыли для себя храмы Ккаджурахо лишь в середине XIX в., однако изданные в Европе
и США путеводители долго умалчивали об этом шедевре индуистской храмовой архитектуры
X XI вв.
Жемчужина Кхаджурахо - маленький храм Чатурбхуджа («Четырехрукий»).
Его название указывает на бога Вишну, держащего в одной руке диск (символ колеса
времени), в другой - раковину (звук), в третьей - палицу (символ мощи), а в четвертой
- лотос (сердце). Это единственный храм Кхаджурахо, в украшении которого отсутствуют
эротические мотивы.
Многочисленные изображения женщин и мужчин в любовных позах,
украшающие храмы Кхаджурахо, можно увидеть только на их внешнем декоре. Во внутренних
помещениях их нет. Часто в санктрумах святилищ нет даже статуй божеств, которым
посвящен храм. Эксперты по культуре Индии считают, что эта особенность архитектуры
имеет свое религиозное значение. Человек, стремящийся к достижению просветленного
состояния, должен пройти через чувственные соблазны мира и оставить их позади себя.
Согласно легенде, Чандраварман - основатель династии Чандела - однажды увидел во
сне свою покойную мать. Она попросила его построить храм, который обнажал бы человеческие
страсти и одновременно демонстрировал бы суетность человеческих желаний, их пустоту,